Подготовка к Всеправославному Собору — «Люди всегда важнее любых слов и концепций» (+ Видео)
В пятницу, 11 марта, в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялся семинар, посвященный предстоящему Всеправославному Собору. Как идет подготовка, каким будет регламент и что станут обсуждать на Соборе представители Поместных Церквей, рассказал высокий представитель Константинопольского Вселенского Патриархата Митрополит Галльский Эммануил.

https://youtu.be/vLgEt9TjPLY

Митрополит Галльский Эммануил прилетел в Москву накануне ночью по просьбе российской делегации, принимавшей участие в совещании предстоятелей Поместных Церквей в январе 2016 года в Шамбези.

«Мы обратились к Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой направить в пределы Русской Церкви авторитетного иерарха Вселенского Патриархата, который мог бы изложить точку зрения Патриархата на подготовку и проведение Всеправославного собора,– сказал в своем приветственном слове митрополит Волоколамский Иларион.– И хотя документы, которые планируется рассмотреть и принять на соборе уже опубликованы, но жизнь показывает, люди не всегда читают документы». По мнению Владыки Илариона, приезд в Москву митрополита Эммануила – это возможность услышать из первых уст о готовящихся мероприятиях.

Митрополит Эммануил служит на Фанаре вместе с Патриархом Варфоломеем. Уже двадцать лет помогает патриарху в его миссии по свидетельству Православия в мире. Многие годы сотрудничает с Русской Православной Церковью в подготовке и проведении различных мероприятий межправославного, межхристианского и межрелигиозного характера. На встрече он, как непосредственный участник предстоящего Собора, поделился личными размышлениями о состоянии в мире накануне Собора.

Преодолеть разобщенность

«Люди всегда важнее любых слов и концепций. Именно поэтому Православие не совместимо с какой-либо идеологией. И оно само не может быть идеологией», – говорит владыка Эммануил. В этом ключе митрополит предложил рассматривать вопросы, которые будут обсуждаться на предстоящий собор. По его мнению, на рубеже XX-XXI веков Православная Церковь столкнулась с самыми серьёзными изменениями в своей истории. Глубинные политические, экономические и этические изменения, что пережил мир в последнее столетие, неизбежно повлияли на жизнь Церкви.

«Мировое Православие ослабло, оказавшись раздробленным из-за международной напряженности», – сказал митрополит.

Он перечислил ключевые политические события XX века. Это и Революция в России 1917 года, Греко-турецкий обмен населением 1923 года, резня режима усташей 1942-44 годов, экспансия коммунизма на Балканах 1945 года, напряженность на ближнем Востоке 1948 года, вторжение и разделение Кипра в 1974 году, гражданская война в Ливане 1975 года, конфликты на Балканах с 1991-2002 годы, падение СССР в 1991 году, вторжение в Ирак в 1993 году, провозглашение независимости Косово в 2008, Российско-грузинский конфликт 2008 года, Арабская весна 2010 года, сирийский кризис 2011 года и конфликт в Украине 2013 года. Все эти события, по мнению владыки Эммануила, в корне изменили потенциал Православных церквей и создали условия для разобщенности внутри православного мира. Всеправославный собор призван не только вернуть утраченное единство Православия, но научиться жить и интегрировать свое многообразие на международной арене. «Главная задача в III тысячелетии – воплотить принципы синодальности, соборности не только на региональном, но и на мировом уровне», – сказал он.

Соболезнований недостаточно

Одной из важных тем предстоящего собора будет положение христиан Востока. «Выражать соболезнования в этом вопросе важно, но только чтобы мобилизовать международное сообщество. Соболезнований недостаточно для ответа на развернувшуюся гуманитарную и цивилизационную трагедию, – отметил митрополит Эммануил. – Большинство этих христиан – православные. Они стали уязвимы в результате геополитических обстоятельств, которые сотрясают регион». По словам митрополита более 17 млн человек были вынуждены покинуть свои жилища. Угроза исчезновения христианских общин сегодня носит глобальный характер и ударит по духовным корням Православия.

«Христиане Востока – наследники того изначального христианства, которое зародилось в восточном Средиземноморье. Благодаря духовным традициям, лингвистическим особенностям и культурному гению христиан Востока, современное Христианство стало тем, чем оно сейчас является, – сказал он в своем выступлении. – Память, хранителями которого являются христианские общины Востока (Константинопольский патриархат, патриархат Антиохии, Александрии и Иерусалима), несёт следы сосуществования с мусульманским миром. Сегодня это сосуществование неприемлемо для фундаменталистов. Они воспринимают христианские общины, как проводников секулярности, что только обостряет их религиозную наглость. Будущее восточных христиан зависит от того, удастся ли сохранить их посредническую роль перед лицом радикальных исламистов, которые воспринимают их как троянских коней Запада».

Другой трудностью митрополит назвал разнообразие контекстов, в которых существуют христиане Востока. Географический диапазон максимально широк: сирийцы, ливанцы, копты, халдеи, эфиопы, армяне и другие. Митрополит уверен, что будущее восточных христиан напрямую связано с будущим межцерковных и межправославных взаимоотношений.

«Хотел бы особо подчеркнуть, что Вселенский патриархат осознаёт свою историческая роль, связанную со всеми действующими церквами, — завершил свою мысль митрополит. – И призывает международное сообщество действовать в соответствии с международным правом, чтобы восточные христиане не стали главой в учебнике истории, свидетельствующей о их неумолимом исчезновении. Они живые камни региона».

Устранить разрозненность диаспор

Вопрос канонического устройства православной диаспоры, по мнению митрополита, также стоит остро. Соответствующий документ планируется принять на Всеправославном соборе. Политические и экономические перемены XX века, миграция православного населения на Запад, привели к тому, что Православие вышло из своих канонических границ. Этот факт, по словам владыки Эммануила, явился шансом для богословского обновления, и стал вызовом духовной идентичности. «Как вы знаете, все мы на Западе – общины меньшинств. Наша судьба таким образом связана, равно как сами мы связаны. «Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос», — процитировал владыка послание коринфянам апостола Павла».

Де факто диаспоры существуют в юрисдикционной конкуренции. Устранить эту разрозненность православных общностей, вне традиционных канонических территорий, как раз и попытается Собор. Объединение позволит развивать отношения сестринских церквей, но очевидно, что оно не произойдет в одночасье. Предполагается, что оно будет поэтапным.

«На сегодня я отчетливо вижу, что наши церкви и общины, которые от них зависят, недостаточно созрели, чтобы сделать такой шаг, — сказал митрополит Эммаунил. – Поэтому во время синопсиса в Женеве этот вопрос обсуждался и рассматривались разные варианты, как продолжить развивать эту тему в Православном мире».

В переходный период предлагается объединить епископов диаспор в собрания. Тем более, что опыт в этом вопросе уже есть.

Сам владыка Эммануил более десяти лет возглавляет Ассамблею православных епископов Франции. Она объединяет десять епископов из десяти поместных православных церквей. «Это нас очень обогащает, –говорит митрополит. – Цель ассамблеи – свидетельствовать о Православии, поддерживать, сохранять, развивать интересы общин в рамках канонических православных епархий. Вынуждены признать, что несмотря на канонический компромисс, присущий созданию ассамблеи епископов, существование такой структуры, пусть и временной, представляет уникальный шанс для наших церквей».

Религиозность вытеснена на периферию

Православие фрагментировано сегодня, но это не отменяет демографического роста крещаемых. По словам митрополита, за столетие число православных выросло с 124 млн до 270 млн в 2010 году. Однако несмотря на этот факт, религиозность в современном обществе вытесняется на периферию. Это серьезная проблема. Шесть документов, которые планируется принять на Соборе, призваны не только засвидетельствовать единство Православия, но и ответить на этот вызов.

Документ «О Таинстве Брака и его препятствиях» поднимает вопрос о семье и её призвании; а текст «О важности поста и его соблюдении сегодня», по словам митрополита, является скрытым осуждёнием безудержного экономического либерализма. «Покаяние без поста бездейственно, как пост без дел милосердия мертв , – процитировал владыка слова Василия Великого». Текст «О миссии Православной Церкви в современном мире» еще не вполне совершенен, многие церкви высказывают к нему свое критическое отношение, но по словам представителя Вселенского Патриархата, он остается самым важным документом, особенно в период развернувшихся в мире военно-политических конфликтов.

Еще одна важная история – это диалог с другими христианскими общинами. Она найдет отражение в документе «Об отношении Православной Церкви со всем христианским миром».

«Во время глобализации совершенно невозможно избегать диалога с другими христианскими общинами, – сказал митрополит. – Если мы вступаем в диалог, то невозможно не работать для установления уз общения, которые так важны в единстве всех христиан».

Общение это должно осуществляться на основе полноценного общения

Экологические проблемы и защита окружающей среды не менее важны, как считает представитель Вселенского Патриархата. Они должны стать нашей общей задачей. «Полагаю, что для Патриарха Кирилла это также важно. Уверен, его визит в Антарктиду только увеличил эту заинтересованность», – сказал митрополит Эммануил. «Православная экологическая духовность должна быть духовностью Преображения, – отметил он. – Под преображением я понимаю преобразование внутреннего состояния, как отправной точки внешнего изменения. Ученные подчеркивают, необходимость радикальных изменений в нашем образе жизни, чтобы сократить загрязняющие виды деятельности, которые влияют на изменение климата. Речь идет о той о реальности, которую православные называют метанойя, то есть качественное изменение бытия».

Завершая свое выступление, митрополит выразил надежду, что ему удалось подчеркнуть сестринскую близость между Вселенским Патриархатом и Русской Православной Церковью.

«Некоторые хотели бы нашей конфронтации, но это не так. Да, у нас есть разные мнения по некоторым вопросам, и это совершенно нормально для Православной церкви — чтобы засвидетельствовать тот факт, что общение, которое нас объединяет, осуществляется с уважением к нашему разнообразию», — заключил он.

Единомыслие и консенсус

Предстоящий Всеправославный собор должен стать первым собранием представителей всех Поместных церквей со времён Седьмого вселенского собора. Подготовка к нему велась 55 лет. Он откладывался по целому ряду причин, как внутри церковного, так и геополитического характера. «Но тот факт, что мы приближаемся к дате собора, – сказал митрополит Иларион, – заставляет нас подумать о том, что, может быть, Промысел вёл Церкви таким образом, что он не был возможен раньше».

Ilarion

Митрополит Иларион также рассказал, что повестка и тематика собора будут полностью открытыми и прозрачными, чтобы православная паства знала о том, какие решения готовятся и какие документы планируется принять. Все решения будут приниматься на основании консенсуса, который предполагает общее единомыслие. Согласно регламенту, у каждой поместной церкви будет один голос. А возможные разногласия должны, по словам митрополита Илариона, решаться внутри делегации и не должны становиться проблемой для собора.

«Мы не примем эпохальных решений, которые прогремят на весь мир, – сказал митрополит Иларион. – Но будем принимать те решения, которые должны соответствовать многовековому учению нашей Церкви, отражать чаяния церковного народа и не должны быть никем оспорены».

Работа с документами, которые планируется принять на Соборе, ведется давно. Часть из них была принята еще в 2009 году, часть утверждена на Пятом Всеправославном предсоборном совещании в 2015 году.

Однако, по словам митрополита Илариона, существует два документа, с которыми возникли серьезные сложности. Так текст « О таинстве брака и препятствиях к нему», который был подготовлен на Пятом предсоборном совещании и обсуждался на синопсисе в Женеве, не подписали представители Антиохийской и Грузинских церквей. Претензии Грузинской церкви, по словам митрополита, носят принципиальной характер. Также в феврале 2016 года Грузинская церковь отклонила ранее подписанный документ «Об отношениях Православный церкви со остальным христианским миром». По словам митрополита Илариона, делегация Антиохинской церкви также не подписала регламент предстоящего Собора.

В самое ближайшее время предполагается решить все спорные моменты и устранить разногласия. «Каждый из отцов собора имеет право высказать свое мнение, опираясь на богословские доводы, – сказал митрополит Эммануил, отвечая на вопрос о сложившихся разногласиях. – Наша цель вынести такие положения, которые будут приняты. Мы не собираемся вмешиваться в область догматических определений, делать догматические заявления, мы хотим возвысить свой голос и ответить на некоторые вопросы, которые стоят перед нашими верующими».

Видео: Виктор Аромштам

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.