Порадуемся
Человек приходит в храм к Богу. Встреча происходит между Богом и человеком, и священник должен помнить, что он только служит этому событию.
Поэтому с какой бы ерундой в голове – пусть совершенно ничего не понимая в покаянии, в вере – человек ни пришел в первый раз в храм по-настоящему, надо помнить, что это пришел сын к своему Небесному Отцу. Потому что все мы – сыны и дочери Божии, Его дети. Причем дети очень любимые.
Итак, измученный, искалеченный, исстрадавшийся, изуродованный грехом человек сделал большой шаг навстречу Господу. Он о Нем знает очень мало. Понятия его пока чрезвычайно далеки от православия, но все-таки он сделал этот шаг. И, вне всякого сомнения, Отец Небесный радуется.
Нам Господь оставил очень много подтверждений этому. Он оставил нам притчу о блудном сыне, притчу о потерянной драхме, о потерянной овце. Он очень четко обозначил свое отношение к человеку, который пропадал и нашелся.
Потому задача моя как священника – это движение подхватить и направить его дальше ко Господу, настолько его откорректировав, насколько человек может понести. Не теряя памяти о том, что это – встреча с Богом, и нужно испытывать радость, благоговение от того, что тебе дано рядом с этим присутствовать.
Небиение совести ближнего
Какую ошибку могу совершить я как священник? Могу больше ругать человека за его грехи, чем радоваться тому, что он пришел, и пугать его карой, которая может потом последовать. Этого нельзя ни в коем случае делать. Надо выполнять совет святых отцов, что отчитывать за какие-то прегрешения надо настолько строго, насколько человек может понести. У аввы Исайи это называется таким очень интересным термином: «небиение совести ближнего».
В любом случае человек должен почувствовать, что я рад тому, что он «нашелся». И как бы ни был грешен человек, пусть видит, что я не осуждаю его за его грехи.
Вообще навык «не осуждать» — обязателен для священника. Без такого умения нельзя рукополагать.
Если не осуждаю, значит, не могу его жестко ругать, не отталкиваю. Могу попытаться дать почувствовать, какая это тьма, какое горе – его греховное состояние, но я должен быть на стороне человека, а не смотреть на него свысока, извне.
Я понял, что гораздо продуктивней говорить человеку не о том, что он грешен, виноват, потому что всю жизнь не ходил в храм, не причащался, а объяснять — какая это колоссальная потеря.
Допустим, был праздник или воскресный день, а ты валялся в кровати и переключал каналы. Бог пришел к тебе на встречу в храм, а ты не пришел. Ты не приобрел те дары, которые тебе хотел дать Господь. И так всю жизнь. Представляешь – сколько ты потерял!
Кто для Бога важнее
Это очень трудно – подойти к незнакомому священнику и открыть ему душу. Это подвиг самоуничижения и смирения. И если человек такой героический поступок совершил, – нужно это ценить. Он должен почувствовать тепло от священника, и прежде всего – внимание.
Часто так бывает, что человек приходит в самый неудобный момент. Допустим, второй священник в отпуске, ты один, надо начинать воскресную литургию и закончить ее в определенное время – потом оглашение и венчание – в определенные часы. И тут на исповедь подходит последний человек и сообщает: «Мне с вами надо поговорить, я пришел поисповедоваться за всю жизнь». А уже колокольный звон к литургии закончился и тебе надо идти начинать. И ты понимаешь, что можешь сказать: «Сейчас не вовремя, надо было, как все, исповедоваться на всенощной». То есть формально подойти к вопросу и человека отпугнуть.
Но ты можешь сделать по-другому, сказать: «Брат мой, сейчас вот такая ситуация, времени мало, вот тебе номер моего мобильного, вот тебе книжка отца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» (или какая-то другая). Пожалуйста, подготовься повнимательней. То, что ты собираешься сделать, – чрезвычайно важно. И Господь этому очень радуется. Пожалуйста, ни в коем случае не потеряй этого желания и обязательно сделай. Позвони мне, мы с тобой выберем отдельное от богослужения время, в будни, вечером. Ты приедешь, и у нас будет столько времени, сколько понадобится. Ты будешь один на исповеди».
И это действительно помогает. Человек приходит. Никто уже никуда не торопится. И ты можешь вдумчиво, с молитвой за этого человека, принять его исповедь.
Вот стоят 98 прихожан и я, священник – все одинаково давно в Церкви, одинаково грешные и ничего в общем-то хорошего из себя не представляющие. А этот сотый, захожанин, решивший сделать серьезный шаг к Церкви – он сейчас для Господа важнее, чем мы все здесь вместе взятые.
Чем все – почему? Потому что Господь сказал: «Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся» (Мф. 18:12-13).
Так что если я своим раздражением, формальным подходом или невниманием воспрепятствую встрече человека с Богом – с моей стороны это будет страшный грех.
Мера новоначального
На человека, который начинает делать первые шаги в храме, не надо накладывать неудобоносимые бремена. Это касается молитвенного правила, постов. Я обычно говорю: «Купите себе молитвослов. Там есть утренние и вечерние молитвы. Возьмите карандаш и подчеркните те молитвы, на которые ваше сердце глубоко отзовется. Выберете ту меру, которую вы можете исполнять каждый день. Также старайтесь читать каждый день хоть чуть-чуть Евангелия: главу, страницу, абзац».
Если человек пришел в первый раз, нередко я даю ему что-то из доступной литературы: книги, наиболее полезные в его состоянии, возрасте, с его образованием, при его роде деятельности – то что может его еще больше приблизить ко Христу.
Если человек спрашивает о постах, я ему рассказываю про устав. Но полный устав Церкви – не для новоначальных. К этому надо прийти. И здесь я тоже предлагаю выбрать подходящую и подъемную меру.
Психотерапевты на исповеди
В последнее время на первую исповедь очень много приходит психологов, психотерапевтов. За 23 года такого не было. Часто они высокие профессионалы, глубокие люди, но многие из них уперлись в какой-то тупик, не находят сил на свое служение. И они приходят и каются в своих грехах, спрашивают, где найти источник силы для помощи людям.
Любой священник – это человек, который присутствовал при исповедях в страшных грехах. В убийствах, в немыслимых количествах абортов. Вспоминаю пожилую женщину-гинеколога, которая со слезами на глазах каялась, что всю свою рабочую жизнь, по нескольку раз в день она делала аборты.
Я все время вспоминаю удивительные слова Исаака Сирина, что покаяние – это трепет души пред вратами Рая. Мы часто воспринимаем покаяние как условие для того, чтобы присутствовать на литургии и причащаться. А вот Исаак Сирин говорил, что настоящее покаяние ставит человека, еще живущего здесь, пред воротами Рая, то есть настоящее покаяние – есть уже состоявшаяся встреча с Богом.
Есть Господь в этих вратах, есть человек перед Ним, а есть священник, который стоит рядом и все слышит. Насколько это велико, страшно и прекрасно. То, что священник присутствует при возрождении человека – удивительно и ни с чем несопоставимо.
Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.