17 апреля 2010 г. в Екатеринбурге во дворце игровых видов спорта «Уралочка» состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с общественностью Уральского федерального округа. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, после чего ответил на ряд вопросов аудитории.
— Ваше Святейшество, вопрос от ветеранов локальных войн и от казаков. Скоро наш народ будет праздновать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Что значит лично для Вас эта дата и эта тема?
— Я уже начал говорить об этом величайшем событии в нашей истории. Наиболее великие события в истории всегда имеют трагическое измерение, потому что именно в моменты наибольшего напряжения и обнаруживается внутренняя суть человека. Когда мы живем в расслаблении, в комфорте, мы легко можем обманывать друг друга, выдавать себя не за то, что мы есть, и нам все с рук сходит. Но в моменты общественных катаклизмов подобное не проходит.
Я совсем недавно разговаривал с людьми, которые хорошо знают, что такое авиация, и они рассказывали мне про фронтовых летчиков. Это были удивительные люди: ведь всякий раз, когда они садились за штурвал самолета и взлетали, они были на волосок от смерти; это были люди, которые бросали вызов смерти. В их кругу не было «крутых», не было тех, кто надувал щеки, превращаясь в мыльный пузырь; а были просто герои.
Для меня победа в Великой Отечественной войне — это великое явление героизма всего нашего народа. Это значит, что добра у нас было больше, чем зла, правды было больше, чем лжи, несмотря на сложнейшие политические обстоятельства жизни. Это значит, что все эти катаклизмы, в том числе идеологическое насилие, не сломали нашей матрицы — мы остались способными на жертву, на подвиг. И именно этот человеческий фактор и был сильнее всего в исторической нашей победе.
Для меня каждый День Победы — это святой день. Во-первых, потому, что Церковь призывает в этот день молиться о вождях и воинах, на поле брани жизнь свою за Отечество отдавших, но еще и потому, что это памятник силе духа нашего народа.
— Ваше Святейшество, скажите, что Вы ожидаете от преподавания в школе нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»? Спасибо.
— Когда мы говорим о сохранении матрицы, когда мы говорим о необходимости остаться самими собой, мы говорим о том, что имеет жизненно важное значение для всего нашего народа — особенно сегодня, в эпоху глобализации, когда стираются границы между государствами, когда происходит колоссальное взаимопроникновение культур.
«Основы религиозной культуры и светской этики» помогают нам, при всем многообразии подходов и мировоззренческих взглядов, в том числе относительно того, есть Бог или нет, сформировать единую систему ценностей.
Кстати, инициатором преподавания светской этики был ваш покорный слуга. Я с самого начала настаивал на том, что неверующие люди тоже должны иметь возможность воспитывать своих детей в той же системе ценностей, в которой воспитываются люди верующие.
Но хочу сказать откровенно — я глубоко разочарован тем, как сегодня избирается этот курс. Мне на стол ложится информация о том, как местные власти оказывают давление на директоров школ, чтобы те, в свою очередь, оказывали давление на родителей — для того чтобы избирался курс светской этики.
Не надо в очередной раз наступать на те же грабли. Нужно дать детям и родителям возможность свободного выбора. Никакого страха нет, потому что, несмотря на наличие разных учебников, мы формируем одну систему ценностей. Но когда происходит насилие над убеждениями людей, когда родителей пугают даже на уровне директоров школ: «если ты изберешь Православие, то имей в виду…» — вот это очень плохо.
И я рад, что мне задали такой вопрос, потому что на Урале эта проблема присутствует.
— Ваше Святейшество, мы Вам очень признательны и благодарны, что Вы посетили наш город. Вы не впервые в Екатеринбурге, каковы Ваши впечатления от нашего города и Среднего Урала? Спасибо.
— О Среднем Урале пока не могу сказать, а о Екатеринбурге могу. Я был здесь последний раз пять лет тому назад. Конечно, город очень изменился, стал респектабельным, современным, с большим количеством комфортных высотных зданий; и инфраструктура города изменилась.
Но есть и такое, на что я посмотрел с некоторым сожалением. Дело в том, что стеклянными небоскребами сейчас в мире никого не удивишь, и никто не едет в другую страну, чтобы посмотреть на новые здания, которые построены в Екатеринбурге, Москве или Санкт-Петербурге. Люди едут для того, чтобы увидеть культуру народа. Я с радостью заметил, что в центре Екатеринбурга сохранились некоторые старинные здания, даже деревянные. Я не знаю, в каком объеме сохранились эти старые постройки, но нужно делать все для того, чтобы сохранить наше культурное наследие, в том числе архитектурное. Город становится современным, но нужно найти возможность сочетать архитектурные традиции России — старой России — с этим новым, современным и столь необходимым для всех нас строительством.
Дай Бог, чтобы Екатеринбург, становясь все более и более процветающим городом с точки зрения современных требований к жилью, офисным площадям, спортивным сооружениям, бизнес-центрам, торговым центрам, одновременно сохранил бы и свое историческое лицо. Уверяю вас, что туристы будут приезжать в первую очередь для того, чтобы увидеть исторический облик города.
— Ваше Святейшество, добрый день. Мы молодая семья Тихоновых, и мы ожидаем появления на свет нашего первенца. Скажите, пожалуйста, а каким бы Вы хотели видеть современного молодого россиянина? Благодарим.
— Спасибо вам большое за этот вопрос. Мне казалось, что в течение сорока пяти минут я именно об этом и говорил. Дай Бог, чтобы современный россиянин сохранил свою духовную культурную традицию. Я имею в виду православную традицию, мусульманскую, иудейскую, буддистскую традиции, к которой принадлежат граждане нашей многонациональной страны.
Очень важно, чтобы в народе сохранилась совесть. Пока живет совесть — человек жив. Бессовестный человек не отличается от зверя. Поэтому я, в первую очередь, желаю и молюсь, чтобы несмотря на множество искушений и соблазнов, которые обрушиваются на наших молодых людей, они сохранили свое нравственное начало, сохранили совесть, сохранили ту культурную и духовную традицию, в которой родились. И вместе с тем — чтобы они были способны решать те задачи, которые необходимо решать в современном постиндустриальном обществе. Нужно владеть современной техникой и средствами связи, нужно быть современным человеком, нужно уметь говорить на иностранных языках, нужно уметь водить машину — это средства, без которых сегодня не проживешь.
Мы должны становиться современным, работоспособным, дисциплинированным обществом. Но, как я уже пытался в меру своих сил сформулировать, все это может обернуться трагическими последствиями, некой роботизацией человеческой личности, если мы разрушим то, что формирует нашу внутреннюю духовную жизнь.
— Ваше Святейшество, огромное спасибо и низкий поклон.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси/ Патриархия.ru