Полковник во священном сане
На первый взгляд, отец Александр Добродеев — обычный священник. Строгий открытый взгляд, уверенный голос, добрая улыбка. Однако большую часть жизни отец Александр служил во внутренних войсках МВД, он принял священный сан, уже будучи полковником. В академии МВД он буквально за месяц организовал прекрасный домовый храм св. блгв. Александра Невского. Мы попросили батюшку рассказать о своем жизненном пути.
Отец Александр, расскажите пожалуйста, каков был Ваш путь к православной вере?
Дух времени середины 90-х годов был таков, что, будучи сотрудником МВД, я увидел вокруг себя людей в погонах, откровенно поправших, как мне казалось, истинные ценности — справедливость, долг, честь, и при этом процветавших в жизни и службе. В моей душе пошатнулись основные устои нравственности и морали, и появилось огромное желание найти твердую опору, чтобы не уподобиться духу времени. Начался поиск. Сначала, прочтя объявление в газете, пришел в стан изотерического развития. Прозанимавшись йогой четыре года, я не нашел ответы на те жизненные вопросы, которые у меня были. И здесь произошла ситуация, которая направила меня по другому пути.
В 1996 году у моего тестя отказала вся нижняя часть тела. Врачи не могли ни определить диагноз, ни вылечить. По совету знакомых решили провести обряд соборования. Когда священник приехал к нам на квартиру, то первым делом он предложил ее освятить, а уже потом соборовать болящего. Мы согласились, и после того, как все было завершено, за трапезой в непринужденной беседе я почувствовал незнакомое мне до сих пор чувство, необъяснимое словами. Да, это было проявление благодати, вдруг все те вопросы, что громоздились в моем сознании, как-то просто нашли свое разрешение, и ясные ответы принесли мир, и радость в душу.
Отец Филарет посоветовал, не откладывая, съездить на Даниловское кладбище на могилку Блаженной старицы Матроны и привезти оттуда немного освященной еды, питья и горсть земли, этой пищей покормить отца, а горсть земли приложить к больным местам. Когда мы все сделали, то на наших глазах дед почувствовал прилив сил и захотел самостоятельно встать с постели. Мы придвинули ему два стула, и он, держась за них, попытался встать на свои ноги. Приняв вертикальное положение, он попросил убрать стулья. После этого старый человек остался стоять на своих ногах, и мы были поражены, видя на его лице слезы и радостную улыбку. С этого момента началось выздоровление и через некоторое время тесть уже колол дрова на своем приусадебном участке. Такой исход дела подвигнул нас к посещению богослужений в храме. Я записался в воскресную школу при храме и начал жадно впитывать любую информацию.
Как можно оценить то первое личное впечатление о встрече с Богом, которое дошло до сознания, ни с чем не сравнимое ощущение прикосновения к Истине. Богообщение было всегда, всю сознательную жизнь, но откровение о том, что это Бог, пришло только тогда. До этого было что-то смутное, неизвестное, нечто ускользающее и невыразимое. Потом Господь открыл свое имя, обозначил свой образ, преподнес свои бесценные Дары, привел в Церковь свою.
Когда я стал ходить в Церковь, систематически исповедоваться и причащаться, я понял что Православие это просто мир совсем другой, как небо на земле, и этим небом надо жить, и если им живешь, то все другое каким-то образом меняется.
Жажда духовных знаний привела меня в центр духовного образования военнослужащих при Православном Свято-Тихоновском Богословском институте. В течение 5 лет я изучил 18 предметов, но самое интересное было общение с батюшками. Нас было около 30 офицеров из различных родов войск, и мы удивительным образом сдружились. В 2001 г я защитил диплом, и началось мое служение уже церковное. Год я алтарничал, в 2002 году был рукоположен в сан диакона, а три года назад стал священником.
Жизнь приобрела ясные очертания и как бы обрела второе дыхание, наполнилась людьми с человеческим лицом, близкими по духу. Так Господь ответил или, вернее, сделал шаг навстречу на мои попытки сблизиться, так он открыл свою тайну любви.
Вы говорите, что у Вас было много вопросов, ответы на которые дало Вам православное христианство. Какими были эти вопросы?
Найти успокоенность своей совести, понять правильно ли я иду в этой жизни, и в чем вообще цель путешествия. Конечно, мы уже обладаем определенным жизненным опытом и знанием и много чем, но порой ставим вопрос: правильно ли мы идем и туда ли, потому, что очень много мы получаем в этом мире адекватных или неадекватных ощущений. Но ощущение спокойной совести, чувства мира в уверенности, что ты делаешь именно правое дело, нужное дело, что это дело не просто какое-то опьянение в страстях, а что это дело не только для тебя, но и для твоих близких и для всего твоего рода, и для всех твоих предшественников и для тех кто будет после тебя. Вот это чувство правоты, правильности рождается только тогда, когда попадаешь именно в лоно Православной церкви. Все остальные увлечения духовными практиками: йога, и т.п. рождают только очень сильную гордыню, потому что темы, которые там открываются, я бы сказал, запретные темы. Появляется ненасытное стремление в росте. А в православии, наоборот, умиротворение, тишина, какое-то детское чувство открытости и в тоже время ощущение того, что Господь всегда тебя хранит, что находишься под покровом, надежным крылом, которое тебя всегда защищает. Ты можешь назвать Бога по имени, можешь видеть его образ, здесь открываются духовные глаза, духовные уши, ну и много еще можно говорить на эту тему.
Какие то новые события происходили в Вашей жизни в связи с обретением православной веры?
Была определена ниша в жизни, которая приносила радость, давала надежду и такой животворящий поток энергии, который невозможно описать словами, это можно только пережить.
Имея опыт туризма, я начал организовывать экскурсии по святым местам. Тогда от академии МВД в течение трех лет я организовал около 30 экскурсий, в которых участвовало около 4 тысяч человек, такой был потенциал мощный. В 1998 году был яркий эпизод посещения острова Божье дело на озере Селок на валдайской возвышенности. Раньше на острове стоял монастырь, который взорвали в 50-ые годы, монахов всех поубивали. А лет 10 назад священник Валентин Цвилев, москвич, построил храм, создал себе зимовье и начал там жить. И такие откровения дало нам пребывание на этом острове, настолько они вдохновляли людей. Вообще на всех направлениях моей деятельности были удивительные откровения!
Венчание с моей супругой, с которой до этого 15 лет прожили невенчанные — тоже было очень радостное событие, которое переполнило всю мою жизнь и изменило все. Совсем по-другому стали на все смотреть.
Я 8 лет читал Псалтирь по благословению, я вообще забыл о другой литературе. Читать Псалтирь 8 лет – как бы одно и тоже читаешь, но каждый раз что-то новое и новое открываешь, потому что Псалтирь это духовное зеркало, в которое смотришь и видишь в нем себя, не таким как ты думаешь, а таким как ты есть на самом деле. И ты получаешь правду, Божественную правду, единственную правду о самом себе.
А можно рассказать про те откровения, которые с Вами происходили, если это уместно?
Когда человек идет по духовному пути с Богом, когда уповает и полагается на его силы, а свои устремления, чувства, страсти усмиряет, то тогда он становится свидетелем удивительных откровений, удивительных явлений, которые не от него зависят, а которые Господь как бы дарует человеку. В моей жизни было очень много событий, которые порой являли собой чудеса, которые показывали собой всю силу Вседержителя. Чудеса и до сих пор продолжаются, например, в этом кабинете мироточивая икона, которая уже три года мироточит. Но нет смыла набирать коллекцию чудес, надо к проявлению воли Божьей спокойно относится, не надо нашу чувственность возводить в ранг критерия оценки происходящего.
Наше жизнь — вообще чудо. Самое главное чудо в жизни, я как священник говорю и как человек, который уже больше 15 лет в Церкви, это то, что мы можем просто просить у собственной мамы прощения. Это чудо из чудес. Взять, прийти и сказать «мам прости, за то, что мы вот так с тобой…». Вот это самое главное чудо. А все остальное во утешение нам дано.
Из чудесных же событий было, например такое. Когда мы плыли по озеру Селук к острову Божье дело (малосоловецкий остров), начался шторм. До острова было еще два километра, а мы на байдарках, волны более двух метров, лобовой ветер, черная туча, грозовые сполохи. Была дана команда к берегу, так как нас было почти 40 человек на 10 лодках, катамаран, много детей. Но три байдарки вырвались вперед, и их унесло почти на 500 м от берега. Когда я смотрел в бинокль, как эти лодки то появлялись, то пропадали, то такая была тревога страшная, потому что я не ручался за исход их прибытия к острову. И мы стали на общую молитву, стали на колени, стали петь тропарь Николаю чудотворцу, а батюшка Валентин Цвилев, который жил на острове, стоя на моторной лодке с иконами в руках, делал как бы такие круговые движения вокруг байдарок.Происходило все это в августе, накануне празднования св.Серафима Саровского. Мы вдруг увидели, что после молитвы туча развернулась на 90 градусов и стала уходить, а над островом шириной 15 км стала огромная радуга, так что весь остров оказался внутри радуги, под ней. Проплыв 100 м в сторону острова, мы увидели, как рядом с первой радугой стала вторая, а когда мы проплыли еще около километра, то при полном штиле рядом со второй стала третья радуга, и тут мы подходим к острову всей флотилией с молитвами, с пением тропарей. Когда мы вышли на берег, потом пошли в храм, такой деревянный смолистый храм, стояли в нем на молитве, было удивительное состояние, высота духовного подъема была неимоверная…
Такие события, Божественные откровения — очень яркие, но наша жизнь земная дана нам Богом с трудностями, лишениями, неудобствами, неприятностями, болезнями, страданиями, которые может быть попускаются Богом для нашего блага по милости своей. Поэтому яркие события — это не цель жизни. Цель жизни — это тихая жизнь. В третьей песне покаянного канона Пресвятой Богородицы, когда мы молимся перед причастием, есть фраза «начальника тишины родила еси». То есть Господь — начальник тишины. И когда мы эту тишину стяжаем, уходим от страстей, от жития земного, тогда мы слышим голос Господа. А нет ничего слаще, чем услышать голос Господа, многие святые ради этого уходили далеко в затвор. Бурный мир старается заглушить эту тишину, перекричать, не дать нам возможность общения с Богом. А наша задача — уйти от этого бурного развития в тишину, что бы услышать.
Менялось ли Ваше восприятие христианства за эти годы?
Когда мы стараемся вырваться из оков этой жизни, то думаем, что есть что-то где-то достойное, и если мы туда вырвемся, то нам сразу станет хорошо. Но это немножко неправильно. Менять следует не внешнее, но внутреннее. Со временем пришло понимание важности послушания. Одно дело, когда мы делаем все по своей воле, а другое дело, когда мы делаем все по послушанию. Приведу такой пример: приходит послушник к батюшке и говорит: «Хочу быть монахом», а батюшка отвечает: «Ну все, ты монах». «Как монах?» — «Так – монах». «Ну мне же надо попрощаться с папай, мамой, долги раздать» — «Ну тогда прощайся и приходи через год». Приходит он через год и говорит, что готов стать монахом, на что батюшка отвечает: «Вот тебе первое послушание, будешь ухаживать за престарелыми людьми» и дает адрес. Посмотрев на бумажку, человек видит, что это адрес его родителей.
Как Вы думаете, почему одни люди вдруг начинают воцерковляться, а другие при тех же условиях остаются равнодушными к Богу?
Господь создал нас людей из праха, из земли, и вот мы живем на свете, как муравьишки бегаем, а Он на нас смотрит с неба, протягивает десницу и касается то одного, то другого, третьего. Человек бежит в своей жизни, дела делает, и вдруг что-то с ним происходит, что-то его коснулось. А это его десница Божья коснулась, благодать Божья. Он все так же продолжает бежать, но уже как-то смотрит по другому и среди людей видит такого же. Он подходит к нему и говорит: «И ты то же?» «И я».
И такое прикосновение десницы Божъей происходит не по нашему желанию, а только по Божьей воле, потому что Бог не там, где мы ему уготовали место. Люди, бывает, думают — создадим специальное место, и будем ждать. Нет, так не бывает.
То есть это означает, что если человек чисто формально ищет Бога, то он не может найти?
Может, но для этого нужно чистое сердце и тишина.
Когда человек начинает общение с Богом он может не осознавать этого, но он испытывает радость. Вообще критерий общения с Богом – это радость, все становиться совсем другого цвета, запаха, вкуса, есть нечто такое, что наполняет этот мир, а остальное – суета, которая в утешение нам дается.
Если вера внезапно накрывает человека, кажется, что предшествующая жизнь была заблуждением.
Жизнь человеческая – это главное что у вас есть, а Вы говорите – это заблуждение. Где же тогда не заблуждение? Вот есть закваска такая, которая дает понять, что земная жизнь – не главная, она как бы в преддверии чего-то, как шелуха от семечек, а само зернышко немножко другое. В чем оно? И вот если оно в Боге, то здесь — неимоверное пространство, неимоверные силы. Было — вот столечко, а стало — океан. Здесь уже человек делает выбор: да я буду жить с Богом, это свет радость, дары святого духа. И вот стоит вопрос, а как идти к Богу? Он привык жить в привычной среде, у него есть круто заряженное житие и бытие: квартира, машина, дача, близкие, дальние, работа, а надо жить с Богом, а как, с чего начать?
C исполнения евангельских заповедей?
Нет, исполнение евангельских заповедей, это высший пилотаж. Вот человек идет, а его спрашивают: «А хотели бы вы участвовать в олимпийских играх, и хотели бы вы быть призером олимпийских игр?» Он говорит: «хочу» и приходит на стадион, прыгает и оказывается, что высота три метра, а он может перепрыгнуть только полметра. Ну хорошо, первый раз не получилось, второй раз, а третий раз он скажет: да я вообще не смогу никогда допрыгнуть. А это потому, что у него нет навыка общения с Богом, он всю жизнь посвятил вот этой своей суете. И здесь приходит нам на помощь наша Церковь. Оказывается, за много столетий была выработана целая стройная система стяжания Духа Святаго. Это посещение богослужений, молитвы, посты, исповеди, причастие, воскресенье не работать, и на рынок ходить, а в храм и т.д.
Нужен труд, и труд конкретный. Когда человек уверовал в Бога, он сам по себе с этим никоим образом справиться не сможет, потому что как только человек от вечной смерти решил перейти в вечную жизнь, то все силы ада поднимаются, что бы его остановить.
Расскажите о военно-патриотическом центре детей и молодежи «Скимен», президентом которого вы являетесь?
Два года назад протоиерей Дмитрий Смирнов попросил меня заняться воспитанием подрастающего поколения и при Благовещенском храме в Петровском парке, был создан центр, который посвящен воспитанию самой обычной детворы, школьников, приобщению их к духовной жизни. С этой целью было выбрано военно-патриотическое направление. Мы обучаем молодежь единоборствам, основам рукопашного боя, основам выживания, историческому фехтованию, проводим поездки и изучаем закон Божий. Занимается в центре от 50 до 100 детей, которые приходят после школы. Занятия происходят ежедневно, летом — детские лагеря, я сам еду на третью смену. Поскольку я инструктор водного туризма с 33 летним стажем, у меня есть и опыт. Мы устраиваем военные игры, походы на байдарках, пешие, велосипедные походы, кружки ведутся. Задача — научить детей не только выживать в этом мире, но и постигать закон Божий и основы семейного благочестия. Центр бесплатный, все на добровольной основе, все инструктора у нас работают бесплатно. Господь все устраивает.
Вы являетесь координатором работы по тюремному служению, что Вы можете сказать об этом направлении?
Эту деятельность я выполняю по послушанию. Я сотрудник МВД, офицер внутренней службы, а военнослужащие, которые работают в тюрьмах, относятся к внутренней службе. И когда я пришел сюда, то меня поставили на тюремное служение, и вот уже 3 года я занимаюсь тюрьмами. Бог создал всех людей для того, что бы они пришли к нему, ни одного человека он не создал для погибели. Те, кто оступились и сидят, ограничены в социальном статусе, но они не ограничены в возможности протянуть руку к Богу. И Православная церковь и существует для того, что бы осуществлять реально эту деятельность и с заключенными, и так же с теми, кто их охраняет, а этих вторых тоже 350 тысяч и условия их жизни не намного отличаются от жизни заключенных.
Вы создали домовой храм в Академии МВД буквально за месяц, можно рассказать об этом подробнее?
Освещение храма святого благоверного Александра Невского произошло в 1999 г. Когда Его Святейшество Патриарх Алексий, освящал храм, и рядом стояли многие высшие чины МВД и сам министр генерал армии Куликов, я на уровне всего своего существа почувствовал единение между самым воюющим министерством России — МВД и Русской Православной Церковью. Я почувствовал, что стоят два соратника на поле брани и Господь дает мне возможность поучаствовать в этой битве и на духовной и правовой ниве. Для воина, для офицера, для старшего офицера самая высшая радость участвовать в этом событии. Вот таким образом Господь привел меня и к вере и к служению нашим правоохранительным органам. Я вижу на этом поприще цель моего послушания.
Чем еще особенно важным вы могли бы поделиться с нашими читателями?
Серафим Саровский сказал так. «Радость моя, молю тебя, дай душе своей свободу питаться сладчайшей беседой со Господом… Стяжи дух мир и тысячи спасутся вокруг тебя… Непрестанно молись, всегда радуйся, за все Господа благодари, будь для всех солнышком, не видь в человеке ничего плохого, видь только хорошее».
Фотографии: Победа.ру. www.pobeda.ru