Проповедь после Соборования
Каждый из вас, приняв семикратное помазание освященным елеем, похож сейчас на того человека, о котором говорится в Евангелии: «Главу твою помажь и лицо твое умой» (См. Мф. 6:17) Лица мы должны умыть в тайных молитвах – слезами, а главы наши только что помазала Церковь, чтобы сообщить нам врачующую благодать Духа.
Сейчас видно, что все мы – помазанники, подобно тому, как и Господь наш – Помазанник, то есть Христос.
«Раз Он – Великая Рыба», – говорит Тертуллиан, имея в виду, что слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» образуют по-гречески аббревиатуру – «рыба», – «то значит и мы – рыбки, рожденные Его благодатью в воде Крещения»
А раз Он – Помазанник, то есть Христос, то и мы помазаны благодатью, то есть – христиане.
О том, что Он помазан, пророчески говорит псалом: «помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:8) А то, что и мы в Нем помазаны, видим сегодня, поскольку принятое нами Таинство, «Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Аронову, стекающий на края одежды его» (Пс.132:2)
***
Кого в древности помазывали, освящали возливанием елея? Царей и священников.
Царь ли Христос, Господь наш? Несомненно – Царь. Он царствует над миром видимым и невидимым, над миром одушевленным и неодушевленным. Царство Его – Царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. Демоны бегают от Его голоса, вода под Ним отвердевает, пища в Его руках умножается, и сама смерть Ему противиться не может. Если же и не все добровольно под руку Его склоняются, то это оттого, что Он ждет от людей веры и послушания, но не спешит карать непокорных. Для этих последних Царство Его «не от мира сего» (Ин.18:36) Но для уверовавших Он – уже Царь, ныне и вовеки. Уверовавшие, вслед за Фомой, уже говорят Ему: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28)
Итак, Христос – Царь. Но священник ли? Да, и не просто священник, но «Первосвященник будущих благ», Который «однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:11-12) Христос однажды совершил Священство Крестное и принес Себя в Жертву, а ныне Он «предстал за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24) и есть «Ходатай нового завета».
Он – Царь и Священник, изобильно помазанный благодатью равночестного Духа. Мы в Нем должны царствовать и священствовать, на что и получаем Того же Духа благодать. За это со временем и возблагодарим Его, как сказано: «Ты искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему» (См. Откр. 5:9-10)
Он царствует над миром и жертвует Собою ради нас. Мы должны царствовать над грехом и страстями, и жертвовать собою ради Него. Вот радостная встреча двух священств, которые не есть два, но одно, поскольку наше священство только во Христе возможно.
***
Итак, пока масло не впиталось в кожу или не высохло, пока блестят свежестью помазания лица ваши, поспешим повторить: мы должны царствовать над грехом и страстями, и жертвовать собою ради Христа. Это наше царство и наше священство.
В человеке наиболее священствует ум. Ум человека должен молиться постоянно и внимательно. Когда же молящийся ум совершает свою службу, то он более всего похож на царя, который все видит и всем управляет. Тогда молящийся ум способен замечать действие страстей – гнева, зависти, похоти, жадности – и повелевать ими. Для этого уму нужна помощь воли и помощь Божия. Так внутри человеческой души совершается священный труд собирания помыслов и покорения мысленных смутьянов. На этом пути душа может обрести покой и воцарить над собой имя Божие. Это – наше священство.
Что же до жертвы, то лучше всего о ней говорит одна из только что прочитанных молитв соборования. В ней просится, чтобы уста наши отверзлись на славословие Господа, руки простерлись к деланию заповедей Его, а ноги направились на пути мира. Еще просится, чтобы все наши телесные и душевные силы были укреплены Божией благодатью. И тогда, укрепившись, нужно будет ради Бога потрудиться. Потому что в Бога истинного просто верить – мало. Ради Бога истинного надо именно трудиться. Это – наша жертва.
Можно попробовать превратить в служение свою работу, особенно если это работа педагога или врача. Можно трудиться и руками, и кошельком, и головой. А если уж ничего совсем не получается, то и тогда остается великая жертва, о которой сказано в покаянном псалме: «Жертва Богу – дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»
***
Вот на эти самые труды Церковь и отправляет вас сегодня, возлюбленные. Отправляет вас помазанных так, словно вы – атлеты древности и готовы сплестись в борьбе с врагом вскоре.
Кроме этого укрепляющего и исцеляющего помазания есть у вас и иное, более глубокое, упомянутое любимым учеником Господа. «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Ин. 2:27)
Эти слова сказаны о Миропомазании, давшем нам Духа в день Крещения. Ныне же Сей Господственный Дух обновляет на нас Свое действие, даруя уставшим силу, заболевшим – здоровье, унывающим – бодрость. И, впитав в себя эту силу так, как кожа впитывает масло, выйдем из храма умиротворенными и готовыми на посильные труды ради имени Воскресшего из мертвых Спасителя нашего, Мессии истинного и Помазанника, Господа Иисуса Христа.