Владимир Путин согласился с предложениями президента РАН по реформе академии, сообщает РИА «Новости». Законопроект находится на рассмотрении в Госдуме, и поддержка президента страны, теперь, вероятнее всего, заставит депутатов внести в него поправки, разработанные членами РАН.
Что меняется в содержании реформы? Во-первых, РАН оставляет за собой право главного распорядителя бюджетных средств – в том числе и тех, что предназначены для подведомственных ей организаций. В первом варианте закона предполагалось, что эти функции возьмет на себя новое госагентство. Это вызвало резко негативную реакцию ученых, многие из которых полагали, что чиновники некомпетентны решать, на какие цели науке нужны средства, а на какие нет.
Госагентству остаются функции по управлению, распоряжению и контролю за имуществом организаций РАН. Но ученым удалось внести в это положение важную поправку: изымать и отчуждать имущество РАН можно будет только по согласованию с академией.
Кроме того, руководить госагентством будет президент РАН, он совместит две должности. А выбирать президента будет по-прежнему общее собрание членов академии – т.е. формально в ее руках оказываются рычаги управления новой госструктурой.
Последние дни лета ознаменовались небывалым по массовости выступлением ученых. Более двух тысяч представителей научной сферы, среди которых были академики и члены-корреспонденты РАН, в течение двух дней обсуждали законопроект готовящейся реформы. Фактически, ученое сообщество разделилось сегодня на две фракции. Первая во главе с президентом РАН говорит о том, чтобы внести предложения в существующий законопроект – что и происходит. Вторая настаивает на отзыве законопроекта, называя его «провальным» и испытывая сомнения в том, что поправки смогут его оживить.
Прокомментировать значение поправок в реформе РАН мы попросили Михаила Гельфанда, доктора биологических наук, заместителя директора Института проблем передачи информации РАН.
— Совмещение должностей (президента РАН и руководителя госагентства – Прим. Авт.) дает некую страховку от злоупотреблений. Исключаются случаи такого рода, что человек утром приходит на работу в институт, и обнаруживает, что здание института уже продано и находится в другом месте. С другой стороны, выхолащивается сама идея реформирования. Получается, что в структуре академии мы создаем дополнительный хозотдел в виде госагентства и только.
При этом реформа академии необходима. РАН испытывает те же самые проблемы, что и все другие государственные институты. Речь идет об отсутствии демократизма, полной непрозрачности деятельности руководства и непрозрачности расходования финансовых средств.
В идеальной ситуации существующий законопроект нужно отзывать и делать новый с нуля. Но в реальности это приведет к тому, что проведение реформ растянется еще на годы. И в итоге сейчас мы оказываемся в странной ситуации: существующий законопроект плох, но другого нет совсем.
Михаил Боков