Взгляд протоиерея Александра Салтыкова, настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах, декана факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Университета.
Недавно в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж», вниманию широкой общественности и гостей столицы была предложена выставка с привлекательно-загадочным названием «Скульптуры, которых мы не видим».
Эта выставка вдруг привлекла всеобщее внимание по причине инцидента, происшедшего на ней 14 августа, когда группа православных людей ознакомилась с ее экспонатами и возмутилась ими. На выставке показаны некие изделия, надписанные именами Господа Иисуса Христа, Иоанна Предтечи и христианских святых.
Инцидент произошел потому, что выставленные экспонаты на самом деле представляют собой надругательство над чувствами христиан и вообще оскорбляют совесть и ум каждого нормального человека.
Основное, что показано в этих «изделиях» (произведениями искусства их назвать нельзя, о чем подробнее будет сказано ниже) — это группа поделок и рисунков, представляющих нижнюю часть обнаженного торса или полностью обнаженное распятие с карикатурным изображением Господа Иисуса Христа, или также его обнаженную фигуру с таким же агрессивно подчеркнутым и грубо оскорбительным, вызывающим акцентом, в чем нельзя не видеть очевидного намерения спровоцировать протест и возмущение у тех, кто любит и почитает Сына Божия. Есть и другие «скульптуры», также оскорбляющие образы святых Иоанна Предтечи, святой Параскевы и разных христианских святых.
Как может такая наглость не вызвать справедливого негодования каждого верующего человека?! Но при этом, так называемая «художественная выставка» активно защищается в СМИ, как выставка шедевров выдающегося, всемирно известного скульптора В. Сидура, чьи «бессмертные произведения» попраны «невежественной толпой православных фанатиков». Из таких тенденциозных комментариев уже напрашивается вывод, что Церковь состоит из «толпы православных фанатиков». Но всем известно, как высоко Церковь ценит всякое подлинное искусство и что христианство породило громадную культуру, что оно является колыбелью европейской и русской культур (порождением которой, кстати, в значительной степени является даже нон-корформист Сидур).
В Сидуре совмещались талант и патология
В. Сидур отошел в вечность в 1986 году. Он был действительно признанный мировым сообществом скульптор и хороший профессионал. (Необходимо уточнить, что не все, что представлено на выставке в Манеже, действительно создано Вадимом Абрамовичем, это коллективная выставка, на которой представлены работы других авторов, тоже достаточно мрачные).
Он умел работать, в его творчестве, конечно, есть эстетические моменты, (хотя его талант слишком превозносят). Но в его творчестве присутствуют и патологические моменты. Талант и патология в нем совмещались.
Его работы оставляют впечатление, что их как будто делали два разных человека. Некоторые выставленные «произведения» В. Сидура на самом деле никакого отношения к искусству не имеют, а скорее являются антиискусством. Очень жаль, что устроители выставки сознательно выдают оскорбительные для верующих и вообще всех нормальных людей поделки за, якобы, подлинное искусство.
Договориться об эстетических категориях
Всем известно, что не всякое изделие, выполненное руками, есть произведение искусства. Когда речь идет об искусстве, надо сначала договориться об эстетических категориях, которым должно соответствовать всякое произведение искусства, к какому бы стилю и школе оно ни относилось. В начавшейся полемике об этом пока никто не говорит.
У В. Сидура есть вещи, которые можно рассматривать с эстетических позиций, но зачем показывать на выставке изделия патологического характера?! Давайте уважать друг друга!
В последнее время в современном обществе, не только в России, но и в мире, произошли события, требующие уточнения нравственно-эстетических критериев искусства. Этот и подобные случаи в прошлом и будущем настойчиво требуют определения границ дозволенного.
Давайте определим, какие главные цели и задачи, какие свои особые средства имеет искусство в отличие от не-искусства?
В советское время мы видели бесконечное насилие над чувствами верующих, постоянное надругательство над святынями. И сейчас, в другой обстановке, под предлогом «искусства», вновь оскорбляются христианские святыни. По существу, это уже есть подготовка гонения на Церковь в начальной стадии. Православные христиане требуют уважения к религии и к чувствам верующих.
Честь и оскорбление, относимые к образу, относятся на первообраз
Хотелось бы напомнить, что 14 августа в Православной Церкви совершается праздник «Изнесения честных древ Креста Господня», с которого начинается Успенский пост — самый короткий в церковном году: он продолжается всего две недели, но согласно церковной традиции он приравнивается к Великому Посту, а праздник Успения Пресвятой Богородицы иногда называют второй Пасхой. В первый день поста совершается торжественное поклонение перед Крестом Господним: Церковь вновь вспоминает великую Жертву Христову, принесенную Спасителем за все человечество. И в этот самый день происходит публичное издевательство над образом Господа Иисуса Христа.
Поэтому каждый христианин должен понимать, что если почесть, воздаваемая образу, восходит к первообразу, — по формулировке из Догмата об иконопочитании, принятом на VII Вселенском соборе — то и оскорбление, наносимое образу, также переносится на первообраз. Да и кто будет сомневаться, что карикатура рисуется для того, чтобы насмеяться над тем, кого она изображает и оскорбить тех, кто в него верит и ему поклоняется.
«Манеж» — самый близкий к Кремлю и важнейший выставочный зал общероссийского масштаба, где проходят наиболее значимые выставки, имеющие государственно-национальное значение. Там была выставка, посвященная царскому роду Романовых, проводятся выставки древнего христианского искусства и искусства нового времени.
Есть нормальные работы и у Сидура. Но зачем, с какой целью показывать под предлогом выставки «знаменитости», глумливые антихристианские работы, явно навеянные больным воображением?! Никто не сомневается, что основная цель устроителей – коммерческая, поднятие стоимости на мировом рынке. И эта банальная жажда наживы приводит к ужасным последствиям.
В бездну по собственному желанию
Не берусь судить поступок Дмитрия Цорионова, ему даст оценку священноначалие. Но хочу отметить очень прискорбный факт, что выставка в Манеже носит явно провокационный характер и направлена на раскол и конфликт буквально всех слоев нашего общества. Такие мероприятия ведут русский народ к духовной гибели.
Кому выгодно продвижение философии равноценности добра и зла?! В Священном Писании сказано, что история человечества закончится пришествием антихриста. А антиискусство способствует его приближению.
Документ Архиерейского собора: Как правильно противостоять богохульству?
Константин Бенедиктов: О Вадиме Сидуре и контекстах
Сергей Худиев: Высокое искусство провокации
Михаил Пиотровский: Нападение на Манеж – провокация против Церкви
Алексей Лидов: После Манежа — громить Третьяковку?
Священник Сергий Круглов: Действия гражданина Цорионова нельзя назвать христианскими
Александр Баунов: Теракт в Манеже. Откуда в России разрушители классики