Портят ли деньги детей?
Главная проблема, что ребенок не знает цену деньгам, не понимает, что это такое. Но при этом потребительскую цену денег он понимает очень быстро и рано.
Здесь есть несколько разных, параллельно существующих моментов. С одной стороны, хотелось бы, чтобы ребенок как можно дольше вообще не думал о деньгах, чтобы этот мир не существовал для него. Хорошо бы, чтобы ребенок был не очень прагматичным.
С другой стороны, мы понимаем, что ребенка надо вводить во взрослую жизнь. И нужно учить его, в том числе, и тратить деньги. На каком-то этапе мы не можем учить его зарабатывать.
С третьей стороны, ребенок находится в коллективе, например, в школьном. И если все одноклассники пошли в буфет, а ребенок не может себе этого позволить, поскольку в кармане нет 20 рублей, это способно поставить его в особое положение в коллективе. Этого не хотелось бы допускать.
Поэтому со школьного возраста ребенок может иметь какие-то карманные деньги. Он должен понимать, сколько ему будет дано денег, в каких ситуациях: на буфет, на поездки он вполне может деньги получить.
Есть еще одна ситуация: сейчас большинство детей настолько напичкано игрушками, всякими полезными вещами, что сложно, собираясь на день рождения к ребенку, получить от родителей четкий ответ, а чтобы ему подарить. Часто родственники дарят деньги.
И у ребенка появляются деньги, которыми он так или иначе волен распоряжаться. Я считаю, что если ребенок еще не подросток, ему не 14–15 лет, то эти деньги должны храниться у родителей. Он не должен над ними чахнуть, копить их, пересчитывать. Вместе с родителями вполне можно решить, на что можно эти деньги потратить.
Ребенок постепенно должен входить в мир денежных отношений. У меня сын учится в четвертом классе и у них один из параграфов в учебнике по Окружающему миру так и назывался – «Бюджет семьи». Дети изучали, из чего складывается доход, из чего складывается расход.
И это не должно быть абстрактно-теоретическим знанием. Вот есть папина зарплата, бабушкина пенсия, есть стипендия брата или сестры. А какие есть расходы? Есть квартплата, еще что-то. И ребенку можно объяснять какие-то вещи: «Смотри, у нас столько-то денег уходит на квартплату. Вот столько-то мама и папа тратят на магазин. Вот столько у нас остается».
Если ребенок говорит: «А я хочу купить то-то, почему у нас нет какой-то дорогой вещи?» Родитель может предложить: «Давай попробуем, как нам выкроить эти деньги. Давай мы какое-то время не будем есть эту вкусную еду, а будем есть более простую». Если ребенок согласен, у него есть прекрасный шанс понять цену деньгам. Если ты хочешь что-то купить, ты должен от чего-то отказаться.
Ребенок ни в коем случае не должен сорить деньгами. А входить в мир денег он обязан. Но желательно это делать мягко.
Когда можно давать зарабатывать
Мне кажется, давать зарабатывать ребенку можно. И это можно делать в достаточно раннем возрасте.
Бывает, что ребенок категорически не хочет учиться и его можно как-то стимулировать. В принципе, можно стимулировать деньгами. Не какими-то там серьезными деньгами, конечно. Как говорит детская психология, отложенные деньги в этой ситуации не работают. Бесполезно говорить: «Если ты будешь хорошо учиться и закончишь год без троек, то мы тебе подарим новый компьютер. Или, например, ролики. Или велосипед».
Ребенок это не почувствует, не сможет понять. А вот сказать: если ты сейчас сделаешь уроки, ты сможешь поиграть во что-то, пойти погулять. В том числе, в систему поощрений можно включать деньги. Например: «Завтра ты получишь дополнительные двадцать рублей на буфет». Если это является стимулом, безусловно, можно его использовать.
Мы понимаем, что крайне желательно, чтобы ребенок учился не ради отметки, а ради знаний. Но некоторые дети не готовы учиться ради знаний, им необходимы какие-то стимулирующие вещи. Как меньшее зло, против того, чтобы он вообще не учился.
Подростку вполне можно давать возможность заработать, я считаю, ничего страшного в этом нет. С 12–13 лет ребенок может участвовать в каких-то сезонных работах. Я помню, мы ездили в школе еще в советское время на виноградники, в колхозе подрабатывали. Это нормально, если у ребенка есть возможность приобщиться к какой-то трудовой деятельности и получить за это деньги.
Наши соседи по даче, у которых двое детей, мальчики и девочка 13 и 14 лет, договорились с ними, что они сделают забор из штакетника. Папа вкопал столбы, а они «пришивали» вертикальные штакетины. За какое-то денежное вознаграждение.
Вместо того, чтобы гулять, загорать на речке, они работали на своем собственном участке. Иначе он их заставить не мог, но считал, что очень полезно и важно, чтобы они поработали, да еще и денег заработали. По-моему, вполне допустимая ситуация.
Ребенок не обязан делать забор. Четырнадцатилетний подросток вполне это понимает. Конечно, лучше без денег. Если можно за интерес, за общение с отцом… Прекрасно, когда у ребенка есть жажда знаний, прекрасно, когда у ребенка в руках «горит» молоток… Но так не всегда бывает. Иногда альтернатива такая: или я дам ребенку возможность что-то заработать или он будет непонятно где гулять и не известно, чем заниматься.
Кроме того, устроить отношения чистого коммунизма в семье удается очень немногим семьям, когда от каждого – по способностям, каждому – по потребностям. Так формулировался принцип коммунистического бытия, в жизни никогда не реализованный.
Мы в семьях пытаемся реализовывать тот же принцип, чтобы они по способностям что-то делали, а мы бы им по потребностям что-то обеспечивали. Но это не всегда возможно. Я действительно не могу к каждому новому сезону каждому своему ребенку купить новый велосипед. Да это и не всегда нужно.
Хочет ребенок чего-то дополнительного? Пусть заработает! Дополнительный воспитательный стимул, когда ребенок понимает, что что-то можно заработать. А не просто оно с неба валится. Особенно это касается подростков.
Для них это важно понимать, что что-то можно заработать. Пусть даже у собственных родителей.
Распределение финансов
Дети – все очень разные. Есть – жадины, куркули от природы, а есть абсолютные бессребреники. Очень разная может быть воспитательная политика: того, кто «бессребреник», можно учить считать деньги, «куркуля» важно учить делиться. В этой разности заложены разные возможности, разные таланты. Каждый из них может быть обращен как во благо, так и во зло.
Вспомним роман Достоевского «Подросток», где главный герой поставил перед собой цель, отказываясь от обедов, стать миллионером, накопив за определенное время какую-то сумму денег. Плохо это или хорошо? (Я уже не про Достоевского, а про сам факт). С одной стороны – хорошо: ребенок, подросток, молодой человек готов поставить перед собой какую-то цель, к ней идти. Это здорово.
С другой стороны – какая-то особенная прижимистость, готовность считать каждую копейку: насколько это считается по-настоящему христианской чертой характера?
Это всегда требует ситуативной оценки. Что немцу смерть, то русскому здорово. Что одному ребенку хорошо и полезно, другому может оказаться вредно.
Деньги сами по себе не зло. Учиться распоряжаться деньгами ребенок обязан, и родители обязаны его учить, приучать к этому миру, в котором деньги являются кровью экономики. Если ребенок не будет понимать, что это такое, он не сможет нормально вписаться в окружающую действительность. Если только мы изначально не готовим к монашеской жизни.
В русской православной купеческой семье ребенка со среднего школьного, если не дошкольного ставили за прилавок, учили считать деньги и так далее. Как крестьянина ставили пасти гусей, копать или выдирать сорняки.
К тому, с чем ты будешь сталкиваться в реальной взрослой жизни, ты должен привыкать с детства.
Мы живем в этой реальности, где деньги важны. И научить правильно к ним относиться – очень важно. Это можно сделать только на практике.
Записала Оксана Головко
Видео: Виктор Аромштам