В дни Великого Поста 2011 года преосвященный митрополит Афанасий (Евтич) (Сербская Православная Церковь), бывший Герцеговинский, направил послание преосвященному митрополиту Кифирскому Серафиму (Элладская Православная Церковь), по делу бывшего митрополита Рашко-Призренского Артемия.

В своем послании вл. Афанасий делает продолжительный обзор дела Артемия, затрагивая всю временную цепь событий. Предлагаем ознакомиться с текстом послания нашим читателям.

Всечестной во Христе отец и брат и сослужитель! Желаю Вам доброго прохождения постного времени, которое нас вводит в спасительное таинство Креста и Воскресения Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Прошу прощения как грешник у святого, как брат у брата, если Вас огорчили мои слова на сайте Romfea.gr, которые я говорил по телефону (но к несчастью одна фраза не была передана правильно, хотя я сказал, что «с ложью Вилофского мы не можем праздновать Неделю Православия»).

Благодарю Вас, что поминаете приснопоминаемого преосвященного Святой Идры Иерофея – вечная ему память! (написал слово в его память, опубликовал его по-сербски и послал его в Святую Идру). И также благодарю, что поминаете св. отца Иустина Нового.

Вы сказали в вашем тексте на Romfea.gr: «Что сказал бы сейчас отец Иустин?». Мой отец и брат, и я говорю то же: что сказал бы ныне святой отец, с неба взирающий на Артемия, который создал парасинагогу, то есть маленькую, но значительную схизму, отрыв от Церкви, некую «секту», изолированную псевдоцерковную группу, поскольку она не имеет ни епископа, ни храма, ни клира с народом, но только горсточку из 38 лже-монахов (из которых 11 низверженных клириков ныне противозаконно и антиканонично «сослужат» тут и там ему, также низложенному!) и еще 12 монахинь и послушниц, беглянок из монастырей, и два-три десятка (ну пусть сотня!) заблудших христиан (оглушенных от иезуитского типа «исповедей» у «духовных», типа нынешнего Вилофского, которые им делают «промывание мозгов» своим псевдозилотством вроде «за идею «православие или смерть»», с маниакальным «антиэкуменизмом», «антиглобализмом», «антипапизмом», «анти…» и т.д.).

Ныне Артемий вместе со своими 38+12 лжемонахами/монахинями вторгается, как «тать прелазя инуде» (подразумеваю: от своих домов в Белграде, которые он купил заранее на ворованные деньги у бедного косовского народа или покупает сейчас на деньги, которые у него есть в банках, в Белграде и вокруг) в другие митрополии – Жичскую, Белградскую, и только один раз в свою бывшую Рашко-Призренскую, поскольку там православные сербы его не принимают.

Почему не принимают? Ибо знали его еще раньше. Поскольку все 50 иереев и столько же приходов, и 12 монастырей с 140 монахами и монахинями в Косово и Метохии остаются верными каноническому строю Церкви, Священному Синоду, и охотно приняли решения священноначалия по удалению Артемия и по выбору и интронизации нового епископа вл. Феодосия, бывшего помощника Артемия.

Кстати, насчет него несчастный Вилофский годами пытался убедить Артемия, чтобы тот отогнал его от себя, дабы ему самому занять его место, и так они создадут предполагаемое ими «движение ревнителей», то есть раскол в Церкви, дело, которое едва ли сегодня вышло как ущербное и печальное, а скорее это смешная парасинагога.

То, что Артемий отдался зилотским и раскольническим настроениям, было видно и раньше по его «открытым письмам» к Вселенскому патриарху (который вслед за этим запретил ему доступ на Святую Гору), Блаженнейшему патриарху Павлу и некоторым другим иерархам. (были и другие подобные примеры – см. Рим. 10, 2).

Подумайте, Преосвященный, что во время учебы Симеона Вилофского в Фессалонике, около 2000-2002 гг., сам он как студент служил литургию в тамошней часовне от Хиландарского монастыря на Антиминсе, подписанном Артемием, которого он и поминал на Литургии, а не Вселенского патриарха! – пока не пришли от Фессалоникской митрополии и монастыря Влатада и не отобрали Антиминс, в то время как Артемий ему нисколько это не запрещал! Да и как он мог, поскольку он сам дал этот Антиминс, говоря, чтоб тот его поминал!

Но отступим немного назад, в самое начало, чтобы я Вас проинформировал. Говорите, Преосвященный, что Артемий «был неканонически осужден» (слышу, что это говорят и некоторые другие в возлюбленной нашей Греции), и нам показываете, что и как нам надо было делать! Я привел Вам на «Romfea.gr» 74-е Апостольское правило, и позвольте мне Вам его напомнить снова (Синтагма Св. Канонов, т.2, с. 92-93, Пидалион, с. 99).

Это священное правило, как и многие другие (например, 34-е Апостольское, поскольку он вел себя последние 10 лет как «автокефальный», имея общение с иерархией, но не подчиняясь патриарху и Синоду!), брат Артемий попирал годами, особенно с 2006 г., то есть уже со времени Блаженнейшего патриарха Павла – вечная ему память! – который тогда говорил, что «брат Артемий нам устроит раскол!».

Всемогущий в то время «архимандрит» Симеон Вилофский, «личный секретарь» епископа Артемия, в то время как в митрополии был уже свой секретарь, опытный в течение десятков лет протоиерей, едва только возвратился после учебы в 2002 г., посадил того в тюрьму, и Артемий его низверг беззаконно, но Трибунал Синода, под председательством нынешнего патриарха Иринея, отверг это антиканоничное прещение, поскольку нарушения этого секретаря происходили по распоряжениям Артемия!

После этим секретарем стал один диакон, о. Сергий Станкович. Как секретарь митрополии, в апреле 2006 года он сделал, сперва еп. Артемию, потом Священному Синоду, подробный отчет о многих нарушениях, главным образом канонических, С. Вилофского и его близких сотрудников, его брата Владимира, мирянина, и его кума П. Суботицкого, также мирянина, которые организовали предприятие, якобы для восстановления порушенных албанцами церквей и монастырей в Косово, и и этим способом присвоили и украли много денег у епископии и нищего народа. Поэтому-то Суботицкий обвинен, а Вилофский разыскивается полицией.

Артемий запретил секретарю диак. Сергию делать отчет об этом Синоду, но, поскольку последний настаивал, Вилофский организовал вооруженную атаку на его автомобиль, вечером 6 мая 2008 на улице, в местечке Звецан, около Митровицы в северном Косово, когда на автомобиле вместе с супругой и детьми диакон возвращался домой. Вооруженная атака с 3-4 выстрелами имела цель запугать секретаря-клирика, но в действительности превратилась в попытку убийства его и его семьи.

Сербские полицейские в Звецане попытались это скрыть, но международная полиция и ее судья нашли на месте преступления пули в багажнике автомобиля и на месте вооруженного покушения против диакона-секретаря, запуганная же его супруга едва не получила нервный и сердечный срыв. Артемий в тот же вечер поспешил заявить, что «несомненно огонь открыли албанцы», тогда как в конечном итоге был найден и схвачен как исполнитель один из настоящих сербов, который затем был осужден на двухлетнее тюремное заключение (но сбежал и скрывается сейчас где-то вне Косово). Думаю, знаете, что Косово находится под подчинением сил НАТО и под властью албанских фаворитов у американцев и НАТО.

Как только Синод узнал об этих событиях, он послал комиссию из двух епископов (один из которых был я), двух клириков и одного мирянина, для опроса и исследования в резиденцию Артемия – монастырь Грацаница в Косово. Но брат Артемий отказался отвечать на вопросы и запретил персоналу митрополии всякое сотрудничество с синодальной комиссией. Комиссия, однако, сделала обширный письменный отчет Синоду, Синод же отослал его прямо в Архиерейский собор, который тогда был созван. Собор иерархов, выслушав все это, решил дать распоряжение Артемию упразднить эту «строительную группу», к тому же незаконную и убыточную для митрополии, а С. Вилофского подвергнуть церковному суду (решение от 19 мая 2008). На это решение иерархов Артемий ответил письменно лишь в сентябре 2008-го: он отказывается его исполнять!

Впоследствии повторно направлялись другие комиссии Синода, включавшие 2 иерарха, которые имели дополнительную цель посещений в том числе восстановленных церквей и монастырей с участием европейцев и коренных албанцев, но под компетентным руководством викарного епископа Феодосия, которого для этого назначил Синод.

Артемий отказывался от восстановления порушенных церквей и монастырей, ибо он просил, чтобы ему изначально давали в руки все деньги, тогда как по международному соглашению нужно было составлять воззвания и после выбора исполнительных комитетов будет даваться международное финансирование, в зависимости от трудов выбранных исполнителей (предпринимателей), как настаивает настоящая власть ЕС в Косово, а также жертвователи денег.

Артемий запрещал посланным от Синода иерархам инспектировать храмы и монастыри, достаточно обновленные и восстановленные, и отдавать их Церкви, чтобы они снова стали действующими для верующих и монахов.

В последующие годы продолжалось состояние авторитаризма в «автокефалии» Артемия и с ним особенно всесильного его архимандрита С. Вилофского. Оба они тогда отправлялись много раз в Америку с расчетом иметь там поддержку (лобби) от американских сербов и греков под предлогом помощи сербскому делу в Косово.

В итоге они растратили 600-700 тысяч долларов за счет довольно бедной Рашко-Призренской епископии и особенно нищего народа, находящегося под оккупацией НАТО и ограблением албанцев.

Деньги эти, доллары и т.д., происходили от жертвователей сербов и других православных за границей и предназначались для Церкви и бедного народа, но Артемий и Вилофский помещали их на личные счета, в банки Сербии и за границей (например, в Национальный Банк Греции, ул. Цимиски, 11, в Фессалонике, в Швейцарском банке и т.д.), при этом никогда не делая отчетов и не предоставляя число их счетов и денежных сумм в Синод.

Конечно, когда Синод запрашивал у Артемия, чтобы он обнародовал письменно информацию о счетах, тот смело отвечал, ссылаясь на конституцию Сербии, что она «охраняет личное состояние»!

Посудите, Преосвященный, в каких святых канонах содержится упоминание о «личном состоянии» епископа, кроме того, что он внес, когда был рукоположен или того, что унаследовал по родственному завещанию?

И я Вам напомню два недавних случая: бывшего патриарха Иерусалимского Иринея и бывшего митрополита Аттики Пантелеимона. Артемий и они оба злоупотребили в огромном присвоении денег Церкви и бедного народа Божия, который был им вверен от Бога через священную иерархию (в Сербской Православной Церкви всё имущество митрополий, приходов и монастырей принадлежит Патриархии, то есть Синоду иерархов, и, следовательно, оно неотчуждаемо и не может быть продано местным иерархом).

Артемий, как и его всесильный «личный секретарь» и исполнитель (он, а не бывший в то время его викарный епископ Феодосий!) продали два раза албанцам здания и собственность епископии, в городе Диаковица и в Призрени, приобретя для себя около 200000 евро, их присвоили и лгали Священному Синоду, что «этого не делали», пока Синод не получил письменные показания через посланных исполнителей! К несчастью, ложь у них обоих беспрерывная! И в прошлом, и теперь.

Преосвященный, нет конца отчетам и цитированиям экономических нарушений и канонических злоупотреблений несчастного брата нашего Артемия, и особенно злого и сознательно развращенного лжеца С. Вилофского (который, кто знает, на кого еще работает?).

Комиссии Синода собрали 15 огромных пакетов письменных документов и свидетельств об экономических и канонических нарушениях этих двух человек. Например, Артемий построил два монастыря в чужой митрополии, Нишской, и поставил там своих монахов! И Вы вспомните четвертый святой Вселенский собор в Халкидоне. Что говорят его святые каноны? – 4 и 8, 5 и 9, 10 и 20, все их и много других они оба или каждый по отдельности попрали. Одно только обвинение Синода за канонические нарушения Артемия содержит 12 полных страниц и много других в остатке).

Когда оба они поняли, что, после многолетней болезни Блаженнейшего патриарха Павла, которую они использовали, избегая дать отчет Синоду, бывшему в затруднении в отсутствие его Председателя, с новым патриархом придет час их расплаты перед иерархией, Артемий послал Симеона в кратчайший срок в Пирейскую митрополию (13 января 2010), и в то же время удерживал за ним все места, которые тот занимал до того в Рашко-Призренской митрополии (вопреки канонам 5 и 10 Халкидонского собора)!

В то же время С. Вилофский присвоил деньги из кассы епископии от 5 столовых для бедных и беженцев Косово-Метохии. И когда митр. Пирейский Серафим после телефонного вмешательства преосв. Иринея Бачского как члена Священного Синода отослал его назад, через несколько дней, в начале февраля 2010, Св. Синод после визита последних комиссий Синода к Артемию в монастырь Грацаница-Косово и последующего рапорта этой комиссии о том, что Артемий отказывается принять ее, чтобы провести опросы и расследования, решает приостановить деятельность Артемия, то есть удалить его от кафедры и представить его перед Трибуналом Синода (решение 11 февраля и подпись патриарха 13 февраля 2010, члонов синода и самого Артемия, поскольку он сам в конце концов пришел на Синод и подписал свою отставку и назначение его заместителя, пока не свершится суд над ним). Итак, в ту ночь, 12-13 февраля 2010, Симеон Вилофский тайно бежит в Грецию, взяв с собой украденный (фальшиво переписанный на его имя) автомобиль монастыря Баниска, где он был игуменом (дорогой и ценный Audi), как и взяв много денег и многие официальные документы Рашко-Призренской епископии!

Артемий принял и подписал перед Синодом свою отставку с кафедры, и туда назначили его заместителя, без запрещения самого в священнослужении. Он имел право исповедовать своих «духовных чад», то есть монахов и монахинь, которые приходили к нему в монастырь Грацаница для исповеди.

И приходили только те, кто не принимал решение Священного Синода по удалению Артемия на покой и не признавали заместившего его по кафедре, делая это открыто, с уговорами Артемия, который появлялся позднее.

Говорили те монахи и монахини: «Не принимаем решения Священного Синода», но «ждем Архиерейского Собора», надеясь, что иерархи восстановят его на его кафедре, отрицая таким образом первоначальное решение сессии Синода.

Первый из заместивших – Ваш покорный слуга – призвал Вилофского возвратиться на свое место, но так как он отказался, подверг его церковному суду, отослав в Фессалонику (место Сербского представительства) повестки и позже обвинение.

Но этот господин в последние 5-6 лет развернул очень злую, анонимную, хотя и хорошо узнаваемую, немонашескую и антихристианскую, антицерковную и почти демоническую пропаганду, с многой клеветой против патриарха, Блаженнейшего Павла и затем Иринея, Синода и многих наших иерархов (как и до сих пор продолжает, и он сам, и окружение Артемия, против иерархии и всей Сербской Православной Церкви).

Вилофский, значит, не ответил на повестки и на обвинение, отослав его обратно Синодальному трибуналу, а позже и решение о его извержении, которое на него было наложено из-за его упорной антицерковной деятельности.

Артемий, хотя и принял лично решение о прекращении его архипастырской деятельности, но выразил открыто свое неприятие извержения «архимандрита» Симеона.

Конечно же, когда власти Сербии запрашивали Грецию о его задержании в связи с экономическими преступлениями Вилофского (как и его кума Суботицкого, который осужден в Сербии), Вилофский прибег к кассационному суду с ложным заявлением о том, что «он обвинен как антиэкуменист» за свои религиозные убеждения! – и Артемий тогда лично отправился в Грецию и лжесвидетельствовал перед Афинским судом, что Вилофский «он не совершал никаких преступлений, ни в чем не повинен, поскольку оклеветан» и т.д. и т.п.

Кассационный суд тремя членами против двух решил не в пользу его ареста, поскольку «нет уверенности, что его будут судить справедливо, ибо его судят за религиозные убеждения»! ТО есть снова ложь! В Сербии никто сегодня не преследуется за свои убеждения, в том числе сатанисты.

Потому я и сказал, Преосвященный, что Симеон (ныне в миру Деян) Вилофский – роковая личность для Артемия. Как Вилофский, так и Артемий не пожелал ответить на переданное ему со стороны Священного Синода письменное обвинение (20 больших страниц), зато заявляет повсюду: «я не обвинен, я не судим»!

И он просил простого голосования, когда собрались все иерархи, думая, что его восстановят при симпатии к нему некоторых иерархов.

Но когда немного позже снова возникла новая обширная жалоба с обвинениями Артемия и Вилофского (жалобу уже направила Рашко-Призренская епископия с новым епископом-митрополитом по поводу огромного долга (1 млн евро), который оставил после себя Артемий из-за присвоения огромных сумм денег епископии, приходов и монастырей и в целом страждущего со всех сторон нищего православного сербского народа в оккупированном Косово (но и власть Сербии ответственна за многие суммы, которые она годами вкладывала в эту епископию и которые не пошли по назначению) – тогда, к несчастью, и явилась эта большая ложь, хищение, лицемерие, фарисейская мания величия с комплексом «героя православия»!

Говорю это с большой болью, но ради Истины, да прекратит брат наш Артемий клеветать на всех нас и на всю Церковь, которую всю он видит сейчас, что сама она находится в расколе, — она, а не он! – предала Православие, Сербию, Косово (ни с того, ни с сего на меня лично и на митрополита Амфилохия он подал в государственный суд за «ложь и клевету» против него, забыв про 9-е правило Халкидонского собора и столько других канонов, запрещающих членам Церкви идти в мирские суды, поскольку этим оспаривается наличие Божественной правды Духа-Утешителя в Церкви, само присутствие Которого ставится под сомнение; да еще Артемий полностью вверился советам Вилофского, в противном случае он не сделал бы схизму, пусть и маленькую, но такую маленькую, что разорвала стадо Христово, ради которого Господь как Един Человеколюбец был распят).

Для Артемия, увы, верны слова Первоверховного апостола (Рим. 10, 3): ищет поставить собственную праведность, но не праведность Божию. И это трагедия епископа, духовного чада святого отца Иустина Нового.

Кроме того, как нашему брату мы много раз пытались ему помочь, дать совет, поправить… Он, однако, по советам Вилофского, с 2005 г. нам запрещал ехать в Косово!

Что Вам напишу, Преосвященный, о всей дальнейшей трагикомедии или комитрагедии этого нашего брата, когда в мае 2010 он получил письменное обвинение от Священного Синода, но не захотел ответить, и когда патриарх Ириней сделал ему предложение уйти на пенсию, дабы не были унижены ни он, ни мы, он сам попросил голосования, и когда он его проиграл (а после лгал, говоря, что «в Синоде не было голосования», забыв про 6-е правило первого Вселенского собора), наконец, принял решение о прекращении его управления епископией-митрополией во избежание извержения, оставаясь епископом, могущим служить как архиерей. Тогда он сказал: «Принимаю, хотя и не соглашаюсь, но чтобы не было разделения или раскола в Церкви».

И ранее, и позднее он клялся, что не допустит раскола, и, однако, его сделал! Ему был дан один монастырь, но не в его бывшей епископии, из-за того, что это было бы весьма нежелательно для всех священников (кроме одного, выразившегося анонимно) и народа в Косово, а в соседней епископии Сирмии, возле Белграда, и с ним направятся туда только 4 монаха (иеромонах, диакон, водитель и повар), поскольку у него проблемы со здоровьем, в частности, сердечные.

Хотя он все принял и подписал, однако его собственная горсточка монахов, среди которых были проблемные личности, с физическими и психическими болезнями, а их лидер был Вилофский, и сам Артемий объявляли, что скоро последует «великий исход» клира, монашества и народа из Косова (то, что хотели бы албанцы и НАТОвцы), однако в действительности дело еще раз показало природную манию величия самолюбивого человека, вокруг которого его поклонники искусно создают такую иллюзию. За ним пошли (и только они сбежали из Косово) лишь упомянутые выше 38+12 заблудших и вводящих других в заблуждение наивных псевдомонахов.

Он им накупил дома, мебель, автомобили, продукты и т.д. – конечно, на ворованные деньги, спрятанные в банках, на которые они теперь все живут и собирают других для «спасения Православия»!

Так, начали он и те, кто с ним вместе, пропаганду для сбора новых денег за границей, которые посредством этого снова узурпируются под предлогом денежной помощи, предназначенной для нищего народа мучимого Косово.

Эти беглецы, монахи и монахини, не просили канонического открепления у нового предстоятеля (митрополита Амфилохия), и потому преданы церковному суду, и не принимающие ни аудиенций, ни вопросов к ним, священнодействующие извержены, другие же немногие, в основном монахини и послушницы, сначала просили отпуск в другие митрополии, и когда им давали, отвергали его, поскольку хотели быть возле Артемия.

Он сам скорее их научил этому и вдохновил их на непослушание Церкви (впрочем, все ереси и расколы имеют такую психологию, скорее психопатию), решив, что «никто не может разлучить детей от отца их!». Так мы имеем пример природной патологической привязанности к личности, которая выражается в противоцерковном, псевдоревнительском лозунге, который они триумфально распространяют: «Истина одна – это Артемий!» (и что будем делать с Ин. 14, 6?). Его уже назвали и Жизнью, и уже пророчествуют: «Могила Артемия будет источать чудеса»!

И конечно, это будет, поскольку сегодня ложные чудеса стали «критерием Православия», как Вам известно по различным Истинно-Православным Церквям. Где сегодня для всех них св. Иерофей Идрский и святой и воистину чудотворец Иустин Новый!).

Так развивались события до 13 сентября 2010, когда на письмо Священного Синода, которое было послано Артемию с просьбой собрать его всех монахов и монахинь (38+12), чтобы они возвратились в свои монастыри, то есть в Косово, во избежание суда, сам он тогда отвечает Синоду очень дерзким письмом, которое, как и всегда раньше, публикует в СМИ! (Это письмо он Вам выслал вместе с другим письмом по-гречески, посланным православным епископам, однако это же самое письмо сперва он отправил игуменам монастырей Греции! – конечно, в результате действий и увещаний Вилофского, который и сам, и его окружение, продолжает свою активность даже сейчас).

Более того, внезапно, 13 ноября 2010 он пишет еще одно письмо в Синод, с еще большей дерзостью (но его он Вам не послал!), где говорится: «Раскаиваюсь, что согласился удалиться от управления канонической Рашко-Призренской епископии и отныне рассматриваю себя как единственного и несменяемого епископа Рашко-Призренской епископии»!

Выставляя предлог к изменению своей позиции, он говорит: «Меня не вызывали на годовое собрание иерархии» (членом которой он больше не является), созванное 15 ноября 2010.

Сессия Священного Синода ответила на этот мятеж наложением запрещения в служении (без права литургисать) до того, как соберется весь епископат для исследования среди прочих тем нового странного поведения Артемия, которое уже со многими иерархами стало невыносимым и несовместимым с епископством (и потому, что в его монастыре в Сирмийской митрополии он собирал беглых монахов, которые между тем разворачивали массивную пропаганду в СМИ, и даже за границей, что «Сербская Церковь предала Веру, Отечество, Косово!» и что «В Сербии будет Уния!» и т.д., и «как только случится прибытие Папы в Сербию, так сразу станет Уния», которая «уже подписана!» и другие подобные лживые глупости.

Также псевдоревнители наполняли 2-3 автобуса и ехали на Литургии к Артемию в этот монастырь в Сирмии, приезжали и два клирика из Греции! Артемий подготовил схизму – парасинагогу вокруг него, лжецерковь.

15 ноября 2010 иерархи выбрали нового епископа Рашко-Призренского Феодосия, бывшего там до тех пор викарным епископом, имевшим титул «епископа Липлианского»).

Как только об этом узнал Артемий, он поднимается ночью 15-16 ноября, вторгается в один из монастырей северного Косово со всем своим «собором», похищает ключи от двух монастырских храмов (но не от всех храмов монастырей), и все, будучи под запрещением, совершают Литургию в трапезном храме монастыря!

Вместе с ними были несколько подозрительных личностей (с оружием в багажниках их автомобилей). Священноначалие послало тотчас новоизбранного епископа Феодосия, который вместе с местной сербской полицией мирно убеждал сначала монахов и монахинь и, наконец, Артемия, чтобы они оставили незаконно захваченные ими монастыри (женский и мужской в северном Косово, где сербы имеют самоуправление), и стало так.

Артемий и его «собор» больше не возвратились в монастырь в Сирмии, поскольку его оставили, и местный епископ не позволил им жить там. Священноначалие между тем немедленно поставило тему суда над Артемием, восставшим против канонического строя, законной иерархии и новоизбранного епископа/митрополита.

После голосования по этому вопросу собор иерархов направил в Высший Трибунал свое решение с большим перевесом голосов (из 35 против проголосовало только 4, и один воздержался), и Артемий был извержен. Он сам как будто этого ждал, чтобы сделать то, что задумал – проклятую схизму. И приводит в пример, несчастный, святого Златоуста! И Максима Исповедника!

Мыслит, что он мученик! Преследуемый, он говорит о ссылке, о катакомбах! Называет себя самого «епископом в изгнании», и т.д. Я ему говорил и писал: «Брат, ради Христа, скажи: «Меня осудили неправедно, но предпочту потерпеть неправду, нежели раскалывать Церковь».

10 и 11 сентября, перед его двумя неприемлемыми письмами в Синод, мы с митрополитом Амфилохием попробовали в последний раз его увидеть и с ним побеседовать, но он нас отверг с презрением и не принял.

Многие иерархи говорили: наконец, закончим тему Артемия, который нам причинял боль и насмехался над нами столько лет! (Сильное письмо ему написал грекоязычный епископ Хризостом). Несчастный и трагикомический брат наш, еще недавно заявлявший «не допущу раскол», в итоге его сделал, заявив: «Я не делал схизму, это они сделали!».

То есть – все иерархи Синода Сербской Православной Церкви. И, следовательно, все другие православные Церкви, которые имеют с ней общение, тоже в расколе! И только Артемий – нет! Человек не в себе.

А меня, как я говорил, со своими осведомленными адвокатами он предал уже суду! «За ложь и клевету», себе в ущерб. И суд меня уже вызвал. И я пойду.

Но что я скажу, и как, или не скажу, — всю истину? Последние пять-шесть лет я ему написал 8 писем, лично, по-братски, с советами, без их огласки.

Только 2 из них были прочитаны на соборе иерархов, в мае 2010. Недавно я ему написал и другие два письма, и их опубликовал на интернет-странице нашей Патриархии, и в бюллетене Патриархии. В одном из них написал в конце: «Покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче!».

В другом написал слова скорбящего пророка Иеремии (51, 9): «Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставим его» — в великой Твоей милости, Господи!

Ваше Преосвященство, доброй Пасхи! Христос воскресе!

Воскресенье 2-е, св. Григория, архиепископа Фессалоникского.

+Епископ Афанасий,
Бывший Герцеговинский

Читайте: О Сербии с любовью || Интернет-журнал «Правмир»

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.