Пожар в Вардзия – кто виноват
Пожар в храме Успения Богородицы, действующий внутри пещерного комплекса Вардзия, возник 2 ноября поздно ночью. Пожар покрыл копотью уникальную фреску 12 века, изображающую легендарную правительницу Грузии царицу Тамар и ее отца, основателя Вардзии, царя Георгия III.
Возгорание началось из-за оставленной без присмотра свечи. Как сообщили журналистам сами монахи, свеча упала с подсвечника на ковер, который загорелся, а затем огонь перекинулся на стоявший в помещении деревянный стол и сложенные на нем свечи.
По факту пожара в Вардзия МВД Грузии проводит расследование по статье 188, которая предусматривает уничтожение предмета по неосторожности.
Специалисты указывают на то, что пожар был вызван небрежностью священнослужителей. По их мнению, недопустимо, что священники используют пещеры Вардзия как жилища, при этом не соблюдаются элементарные нормы безопасности, кроме того, страдает внешний облик памятника культуры.
Кроме того, побывавшие в Вардзия журналисты полагают, что из-за отсутствия координации между администрацией пещерного комплекса и священнослужителями, сигнал о пожаре поступил в службу спасения с опозданием на несколько часов.
Нино Бурчуладзе – искусствовед и руководитель комитета Сакдриси заявила на пресс-конференции, что недопустимо использование монахами уникальных пещерных залов Вардзия в качестве келий. «Они вешают на них двери, что визуально портит вид памятника, а тот факт, что зимой они используют там отопление, еще больше ухудшает состояние стен, которые итак повреждены», — отмечает Бурчуладзе.
Историк Буба Кудава указывает на то, что в вопросе памятников культуры в Грузии не существует четкого разделения прав и ответственности между государством и церковью. «Я не помню ни одного факта, чтобы кого-то наказали за порчу памятника культуры. В результате у нас такая ситуация, что хотя мы и декларируем защиту культурного наследия, на самом деле это никогда не было приоритетом в нашей стране», — считает он.
Искусствовед Цира Элисашвили напоминает, что исторический ареал Вардзия и Хертвиси в 1999 году был номинирован на внесение в список мирового культурного наследия. «Уже в который раз мы даем всему миру повод говорить, что в Грузии не охраняются памятники культуры – даже те, которые мы сами номинировали как международное культурное наследие», — так отзывается Элисашвили на пожар в Вардзия.
Построенная как город-крепость в начале 12 века Вардзия была наполовину разрушена в результате землетрясения в 1238 году. Сегодня это одна из самых посещаемых достопримечательностей Грузии.
Сегодня в Вардзия начались реставрационные работы – ученые попытаются счистить копоть с пострадавшей от пожара фрески.
Нана Купрашвили — руководитель группы реставраторов, работающих в Вардзия, считает, что уникальная роспись в пещерном комплексе уже никогда не будет такой как прежде. Об этом она заявил в интервью тбилисскому журналу «Либерали».
«Вернуть первоначальный вид на 100%, естественно, не удастся. Но, по моему мнению, роспись можно почистить. На первый этап работ, вероятно, потребуется один месяц. Повреждения довольно тяжелые. Свеча была парафиновая и копоть также содержит это вещество. Убрать это с поверхности фрески очень трудно, в это время поверхность рисунка была повреждена, что усложняет ситуацию. Любая очистка — очень тяжелый и сложный процесс. Тем более такого объема. Хотя накануне были сделаны тесты, которые дают надежду, что в основном фреска будет очищена“, — заявила Нана Купрашвили.
Фотографии поврежденной фрески в Вардзия распространяет Общественный вещатель Грузии.
Древние храмы Грузии – собственность церкви или национальное достояние?
«Пожар в Вардзия показал всем, что нельзя возлагать ответственность за памятники культуры такого огромного значения для страны только на духовных лиц», — считает Георгий Каландия – директор государственного музея театра, музыки, кино и хореографии Грузии.
«Нельзя, чтобы только церковь распоряжалась этими памятниками. Будет очень символично, если реставрацию фрески в Вардзия профинансирует Патриархия», — сказал Каландия в интервью тележурналистам.
На следующий день после пожара Каландия опубликовал в своем фейсбуке фотографию фрески в Вардзия, покрытую копотью. Он сопроводил снимок эмоциональным постом, в котором прямо обвинил в случившемся «необразованных» священнослужителей.
«Вот так выглядит сегодня фреска Царицы Тамары и великого Георгия Третьего! То, что на протяжении 800 лет не смог сделать ни один враг – сделали свои, но более страшные и позорные, потому что они темные и необразованные!», — пишет Георгий Каландия.
«Надеюсь, это послужит хорошим уроком для тех, кто думает, что церковные сокровища не должны хранится в музеях, что иконы «сами себя защищают» и что многовековой фреске якобы не вредит копоть от свечки. Все это закончилось! Для того, чтобы мы научились уму-разуму, пришлось поставить под удар фреску Тамары! Мы живем в 21 веке и пора понять, что памятниками культуры должно управлять государство, а не церковь!», — считает Каландия.
В комментариях этого поста пользователи, среди которых журналисты, историки и художники, требуют наказать виновных, а также внести соответствующие изменения в законодательство.
Комментаторы с упреком отмечают, что вход посетителей в пещерный комплекс Вардзия строго контролируется священнослужителями. Монахи делают посетителям замечания по поводу их внешнего вида и не разрешают фотографировать.
«Лучше бы священники контролировали правила безопасности, а не женщин в брюках», — пишут в комментариях.
Известная художница Нино Чакветадзе в своем комментарии сообщила, что этим летом сделала в Вардзия фотографию фрески царицы Тамары, «конечно же, без вспышки», и ее за это чуть не выгнал из церки служка, который продавал свечки.
«Я даже обрадовалась этому факту, подумала, что они очень бережно относятся к фреске. Хорошо же они ее сберегли, просто слов нет», — пишет Нино Чакветадзе.
Историк Лаша Бакрадзе тоже сомневается, так ли необходимо, чтобы монастырь действовал внутри древнего пещерного комплекса. Он указывает на то, что монахи не пускают посетителей в большую часть комплекса.
Один из комментаторов призывает заставить Патриархию возместить ущерб, нанесенный во время самовольно проведенных священниками работ в разных древних строениях по всей Грузии, «все эти отверстия, самовольно прорезанные в вековых стенах и дверях монастырей, разобранные полы для проведения отопления, кондиционеры «зима-лето», и так далее».
В итоге возмущенные пожаром в Вардзии представители общественности обсуждают возможность создания петиции с требованием запретить проведение служб во всех церквях и монастырях, построенных до 20 века и полностью передать их государству и министерству культуры.