Не всегда же нам плыть по течению
В детстве мы живем, будто бессмертные. С ощущением, что жизнь только начинается и конца ей никогда не будет. С возрастом это проходит. Мы плечами чувствуем, что детство осталось позади, впрочем жизнь продолжается. Когда продолжение жизни завершится, то наступит смерть. Когда же наступит? Неизвестно. Каждый втайне надеется, что не скоро.
Неверующие вообще стараются обо всем этом не думать, слишком грустно. А верующие знают, что в момент смерти не уничтожается душа человека, и жизнь души продолжается. Уже не так грустно и беспросветно. Выходит, что думать о смерти и жизни нам вполне можно без депрессий и прочих психологических травм.
Не просто думать, но активнее относиться к жизни. Человек способен не только переживать протяженность своей жизни, как ребенок или как взрослый, — но управлять своими переживаниями времени, в какой-то мере подчинять время.
Это заявление кажется слишком дерзким, но именно так, «по-хозяйски», относились к своей жизни православные святые. Они не плыли по течению. Они не согласны были покорно дрейфовать по течению времени. Святые сами назначали: «Вот это будет для меня — время начала, а это — время конца». И время служило им. Через время своей земной жизни они прикоснулись к вечности, к вечному сиянию Бога.
Преподобный Антоний: каждый день считать началом
Среди множества выходящих из печати церковных книг мы легко найдем те, которые посвящены основоположнику православного монашества — Антонию Великому. Некоторые весьма примечательные духовные наставления традиция сохранила нам под именем святого Антония. Есть среди них и наставления о времени. Процитируем их. Преподобный Антоний убеждает, «начавши, не ослабевать и не унывать в трудах, и не говорить: долго уже времени пребываем мы в подвиге; но лучше, как бы начиная каждый день, будем преумножать ревность свою»[i].
Старец обращается к монахам. Те монахи, которые много времени провели в подвиге, нередко подвергаются особо тягостному искушению. На них нападает уныние: «Ты уже столько лет здесь трудишься. Поначалу все было вроде бы хорошо, безудержный энтузиазм, как всегда на первое время. Потом пошла тянуться рутина, день за днем, год за годом бессмысленная трата времени и сил. Теперь ты уже совсем не тот мальчишка, какой был раньше. Надо по-взрослому посмотреть на свой путь. Не пора ли эту рутину оставить в покое и вернуться наконец в родной дом, ведь жить по-христиански можно не только в келье?»
От унылых мыслей на подвижников нападает изнеможение, ослабляется подвиг. Опытный в духовном деле человек, преподобный Антоний, укрепляет собратьев практическим советом: надо не оглядываться на долгий пройденный путь, а каждый день начинать, как будто он первый. Это с Божией помощью усилит ревность и отгонит уныние.
Каждый день может быть началом какого-то нового этапа жизни, вестником небывалых событий. Это справедливо не только для монахов, для семейных людей тоже подходит.
Преподобный Антоний: каждый день считать концом
Перевернем процитированную страницу «Добротолюбия». И опять под именем Великого Антония мы встретим мысли о времени. Теперь уже противоположного характера. Процитирую: «Если мы станем жить, как умирающие каждый день, то не согрешим… чтобы мы каждый день пробуждаясь, думали, что не доживем до вечера, и опять намереваясь ложиться спать, думали, что не пробудимся; потому что и по естеству не известен предел жизни нашей, не известно и то, какую меру полагает ей каждодневно Провидение»[ii].
Здесь несколько другая ситуация: человек ходит по земле, не зная, когда завершатся его земные дни. И это может привести душу в легкомысленное настроение. Мы намеряем себе долгий век, думаем, что на все времени хватит, можно и отложить какие-то дела на потом: «На исповедь, конечно, надо бы сходить. Грехов поднабралось с прошлой исповеди, есть в чем покаяться. В ближайшее время я не пойду, но как-нибудь на службу схожу. Вот скоро Великий пост по календарю, посмотрим, постом — может быть».
А земная жизнь каждого человека не бесконечна. И когда Промысел призовет каждого из нас, Бог весть. Поэтому преподобный Антоний берет за правило считать: «Утро началось, а доживу ли до вечера, не знаю. Пора спать, но приведет ли Господь проснуться, не известно. Может быть в ближайшие часы я предстану перед Судией. Прости, Господи, мне грехи».
Человек, воспитавший в себе чувство, что скоро на суд, — укрепляет в себе покаяние и решимость противостоять греховным соблазнам.
Какой будет наш путь?
Жизнь может быть длинной или короткой, что для нас, конечно, важно. Еще важно, выйдет ли жизнь пустой или насыщенной большими событиями.
Если день за днем следовать словам преподобного Антония, то жизнь будет наполненной смыслом, полноценной, христианской.
Каждый день может начинаться как «первый день». С другой стороны, каждый день может начинаться как последний день». Все разом: сегодня — «первый день и последний день».
Жизнь словно сжимается в небольшой отрезок «сегодня». Этот отрезок жизни становится весомым. В нем полной грудью дышит человек, он напоен благодатью. Не будем унывать, не будем беспечны, станем жить с Богом.
[i] Наставления св. отца нашего Антония Великого о жизни во Христе, извлеченные из слова его в жизнеописании св. Афанасия, из его 20 посланий и 20 слов 1 // Добротолюбие. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. C. 17.
[ii] Наставления св. отца нашего Антония Великого… 5 // Добротолюбие. Т. 1. Цит. изд. C. 19.