В своей книге «Ребенок и семейная жизнь при старом режиме» (1960) известный историк детства, философ Филипп Арьес открывает факт, что феномен детства не был известен европейской культуре до эпохи Просвещения. Ребенок воспринимался скорее как несовершенный взрослый. Французский автор проводит свои исследования на европейском материале, начиная со Средневековья — времени уже христианской культуры. Другой факт из судебной системы Российской империи: в XIX веке в России за убийство ребенка преступник судился так же, как за убийство животного.
Какова же ценность детства в христианском обществе? Размышляет Татьяна СКЛЯРОВА, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
— Филипп Арьес прекрасно объяснил, когда и почему детство стало объектом интереса взрослого человека в науке и культуре. Однако не все его тезисы бесспорны, в том числе один из главных — что «понятия детства не существовало в Средние века». Арьес исследовал только западноевропейскую культуру на материале живописи, истории костюма, делая выводы об отношении к детству в обществе, но это вовсе не означает, что восприятия детства до XVIII века не было!
О ценности детства в христианстве — о том, что ребенок ценен сам по себе, а не потому, что готовится стать взрослым, — прежде всего свидетельствует Евангелие. «… Если не обратитесь и не будете как дети , не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). И еще: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мф. 19: 14) — Сам Христос свидетельствует о ценности детского состояния души. Значимость этого периода жизни человека, когда, казалось бы, есть некоторое несовершенство, еще неразвиты ум и воля, определяется такими качествами растущей личности, как цельность восприятия мира, глубинная интуиция, творчество, искренность, непосредственность. Одним из подтверждений безусловной ценности ребенка, признания за ним главного права личности — права на общение с Богом — стала традиция причастия с младенчества.
Однако не только в обществе, но и в Церкви это не всегда в достаточной степени осознавалось. С XIII века Католическая Церковь отходит от традиции причащать ребенка с рождения. В XVI веке Тридентский собор закрепляет возрастной ценз, по достижении которого разрешалось приступать к таинству миропомазания и причастия — для девочек с 12 и для мальчиков с 14 лет. Это решение ставило такое качество, как сознательность ребенка, выше, чем все остальные качества, присущие детям. И умалялась та ценность детства, о которой говорит в Евангелии Христос: «…славлю Тебя , Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11: 25-26) . Но по сути этим нарушалось одно из самых главных прав ребенка — право на общение с Богом. Только в начале XX века папа Пий X снизил возрастной ценз для причастников до 7 лет. В Православной Церкви традиция причащать детей с младенчества не прерывалась.
Доказательством признания в ребенке его абсолютной ценности является и канонизация детей, признание детской святости. Надо отметить, что в Православной Церкви их больше, чем в Католической. Одними из первых мучеников, канонизированных Церковью еще до ее разделения, были святые Вера, Надежда и Любовь ( II в.). Среди канонизированных детей известна также Агнесса Римская ( IV в.), принявшая мученическую смерть в 13 лет, Артемий Веркольский ( XVII в.), умерший в 12 лет, страстотерпец Иоанн Угльческий (Иван Чеполосов), младенец, убиенный в 6 лет ( XVII в.), Боголеп Черноярский ( XVII в), в 7 лет принявший схиму. Поэтому ценность души никак не определяется возрастом. Ребенок перед Богом столь же полноценная личность (причем не с момента рождения, а с момента зачатия), как и взрослый. Разница в том, что его личностные качества даны ему как дары, которые предстоит раскрыть: дар слова, свободы, воли, разума, И главная задача воспитания — создать такие условия, чтобы эти дары раскрылись!