Есть такое расхожее, устоявшееся уже выражение: «Главное — правильная расстановка приоритетов». Выражение, характерное для жизни сугубо светской, от него так и веет холодом, сухостью, каким-то рафинированным рационализмом. А между тем… Между тем без этой самой расстановки успех в любом предпринятом деле возможен лишь случайный, временный. Без нее «предпринимателя» ожидает обязательное и, как водится, сокрушительное фиаско.
А как же иначе? Если ты не знаешь, что главное, что второстепенное, мечешься из стороны в сторону, распыляешься, тратишься на мелочи и не имеешь сил для первоочередного, то на какой еще результат можно рассчитывать? Особенно если существуешь ты в остроконкурентной среде. В таком случае твоя участь предопределена: ты будешь тем, кого сегодня презрительно и безжалостно именуют «лузером», человеком, который не только постоянно что-то теряет, но и сам основательно потерялся.
А каково быть «лузером» — теряющим и теряющимся — христианину? Ведь теряет он не только что-то суетное и тленное, но и то, что должно определить его участь в вечности, и опять же — себя самого, таким, каким должен был бы он быть. И потому в жизни христианской это тоже очень важно — правильно расставить приоритеты. Пусть это «не наше выражение», пусть оно какое-то офисно-казенное, но оно предельно ясно, понятно для современного человека.
Мы потому-то и не преуспеваем, потому-то и топчемся все на одном месте, а то и назад откатываемся, что отсутствует у нас эта расстановка — четкая и строгая. Мы всерьез заняты, увлечены сиюминутным, преходящим. Мы огромное значение придаем тому, как оценивают нашу жизнь и деятельность, нас самих окружающие люди. Мы подчиняемся законам этого мира и не просто подчиняемся — уважаем и чтим их. Евангелие?.. Да, конечно, мы читаем, иногда даже изучаем его, разбираемся в различных толкованиях, пытаемся по нему жить. Пытаемся? Пожалуй, да. Но можем ли мы при этом, положа руку на сердце, сказать, что жизнь по Евангелию — наш главный «приоритет», что ничто не способно оттеснить ее для нас на второй план? Боюсь, что утвердительный ответ редко когда окажется свидетельством праведности нашего жития, скорее он изобличит либо наличие прелести, либо вполне намеренную ложь, либо, что вероятнее всего, поверхностность, несерьезность отношения к собственной вере. Да и потом — разве словами можно удовлетворительно на такой вопрос ответить? На него отвечают наши дела, тот выбор, который приходится ежеминутно делать, устроение нашего сердца, ведомое, впрочем, вполне лишь Богу.
Любой священник регулярно слышит на исповеди или просто в беседе: «Я так хочу жить по-христиански! Но у меня почему-то ничего не выходит». Что на это сказать говорящему и вкупе с ним самому себе? Когда человек хочет есть, он ест, и попробуй воспрепятствовать ему! Когда он хочет спать — спит. Когда хочет сказать что-то, что переполняет его изнутри, — говорит, не думая порой не то что о своих интересах, но и об элементарном самосохранении!
А когда хочет жить по-христиански, очень хочет, то… почему-то ничего не получается. Очевидно, почему — потому что не самое это сильное желание, не побеждает, не превозмогает оно все прочие, но уступает им, подавляется ими. Нет правильной расстановки приоритетов. Той, которая делает христианина христианином не по имени, но по сути.
И пока так, остается «хромать на оба колена»: ни христианской жизнью жить толком не получается, потому как решимости для этого не достает, ни «обычной», поскольку сдерживает нас все же наша слабенькая вера, ограничивает в средствах к достижению небезгрешных целей. Но надо выбирать что-то одно. Что же? То, что «выгодней», «ценней», что способно «окупить все затраты», поскольку оно не временно, но вечно.
Надо опять-таки — правильно расставлять приоритеты…