Даже о самых «горячих точках» порой абсолютно забывают и журналисты, и международная общественность. Что сейчас происходит в Косове? Ведь еще недавно оттуда постоянно приходили вести о разрушении местных православных святынь – храмов и церквей. Следует ли ждать нового обострения ситуации и что происходит в Косове прямо сейчас? Об этом мы попросили рассказать сотрудника Института славяноведения РАН Георгия Николаевича Энгельгардта.
— Положение сербов в Косово напрямую зависит от того, в какой части края они живут. Основная территория Косово и Метохии сейчас реально контролируется властями Приштины. А есть север Косово, где в основном и живут сербы. Однако на севере, как таковом, практически нет культурно-исторических памятников, а те, что сохранились, находятся в относительной безопасности.
Основные трагические события с православным культурным наследием происходят в центре края, либо на юге, там, где еще остались отдельные сербские культурные очаги.
После того как 17 февраля 2008 года была провозглашена независимость края, власти Приштины приложили большие усилия к тому, чтобы не допустить каких- либо актов насилия. Они стремились создать имидж молодого цивилизованного европейского государства, в котором живут цивилизованные люди, не собирающиеся все разрушать и жечь.
Однако исторически для политического ядра косовских албанцев сербские святыни являются раздражающим фактором. Косовские албанцы хотят построить свое государство на определенной территории, а вся эта территория буквально наполнена чужими для них памятниками. Эти древние православные храмы и церкви мешают обосновывать свои исторические притязания на эти земли. К тому же судьба этих памятников всегда была одним из основных аргументов на всех переговорах о статусе края, так как косовским албанцам всегда выдвигаются требования их охраны и обеспечения особого статуса.
Была еще одна пиар-кампания приштинских властей, которая вызвала межобщинное напряжение в обществе. Все эти храмы или монастыри, такие как Високи Дечани, Грачаница, Св. Архангелы и Богородица Левишка, которые строились сербскими королями или вельможами, были объявлены косовским наследием. Вполне естественно, что у сербского населения края это вызывает определенное раздражение.
Сербы опасаются, что это первый шаг к отторжению. Сначала все святыни будут записаны как косовское наследие. Далее, возможно, будет объявлено о создании (разумеется, в нарушение канонов и без учета мнения верующих) Косовской Православной Церкви, а потом может быть заявлено, что Сербской Православной Церкви нечего делать на территории нового независимого государства.
В последние же месяцы в крае заметен рост насилия в отношении сербов. То, что происходит в последние месяцы, по моему мнению, говорит о нарастании напряжения среди самих косовских албанцев. Дело в том, что уже осенью этого года органами международного контроля Приштине будет передана большая часть суверенитета Косово и Метохии. В таких условиях у части косовских албанцев возникает определенный соблазн самим разобраться с сербскими святынями и с оставшимся сербским населением.
Несмотря на то, что власти Сербии и Церковь стараются не обострять ситуацию и пытаются вести конструктивный диалог с Приштиной, ситуация от этого особо не меняется.
Что касается участи сербских православных святынь, которые, несомненно, являются и общехристианскими святынями, то здесь все зависит от самих людей. Косовские албанцы – люди достаточно дисциплинированные и, в общем-то, управляемые. Поэтому, если будет сформулирована реальная и твердая международная позиция по вопросу о сохранении и защите сербских святынь, то это будет тот язык, который они понимают. Чем больше внешнего внимания будет привлечено к судьбе православных святынь Косова и Метохии, тем выше вероятность того, что горячие головы в Приштине остановятся и образумятся.
Если же будет видно, что это никому не нужно, и никто не проявляет особой инициативы, то у политического руководства косовских албанцев возникает вполне закономерный вопрос – почему бы не воспользоваться ситуацией и не устранить материальные свидетельства сербского прошлого края.
Важно помнить, что на территории Косово и Метохии сохранился уникальный массив памятников поздневизантийского искусства, которое в принципе нигде больше до нас не дошло. А для самих сербов это еще и их национальная, духовная и культурная колыбель. Утрата такого наследия станет трагедией не только для Православия в Сербии, но и для всего православного мира и всей мировой культуры в целом.
Сергей Милов
Фото храма — Храм Св. Троицы в селе Петрич, разрушенный албанцами летом 1999 года. Автор Валерий БЛИЗНЮК