Православие в соцсетях: сказать и не навредить
Предлагаем вашему вниманию видеозапись и тезисы доклада журналиста, интернет-маркетолога, медиа-менеджера Натальи Лосевой «Православие в соцсетях: сказать и не навредить» на проходящей в Афинах Первой международной конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение».


Эксперты определяют основные черты коммуникативной среды в социальных медиа как весьма сложные:

— высокий уровень дезинформации;

— высокая готовность аудитории принимать дезинформацию и вбросы;

— эмоция и напор играют большую роль, чем факты и логика;

— неготовность к самостоятельным выводам о «плохом» и «хорошем» – потребность в лидере – «переводчике»;

— агрессия, злая ирония, издёвки — как популярная тактика отстаивания личного мнения;

— разумность и доброжелательность часто воспринимаются как слабость в позиции и отсутствии аргументов.

Аудитория склонна оформляться в группы и тиражировать модель поведения или лидера. Межгрупповой конфликт тоже становится частью коммуникаций.

Иная ли ситуация в православных социальных медиа? Определенно — да! Она значительно хуже.

Проведя анализ, можно выделить основные группы участников внутри или около церковной дискуссии в социальных медиа:

  • «Официальная церковь»: духовенство, монашествующие, сотрудники аппарата и церковных СМИ
  • Прихожане, «разбирающиеся», «эсперты»
  • «Интересующиеся» и неофиты , «обрядоверцы»,  лояльные, воспринимающие церковь как «нашу традицию»
  • Скептики, наблюдатели, воспринимающие Церковь как часть общественного ландшафта со всеми плюсами и минусами влияния на этот ландшафт
  • Пассивные критики
  • Активные критики — антиклерикалы, оппозиционные к власти, но воспринимающие РПЦ как ассоциированный с властью субъект
  • Индифферентные (готовые перейти в одну из вышеуказанных групп, если будут задеты их интересы)

5468658

Как и в большом социальном ландшафте для этих групп  можно выделить типичные модели поведения и роли:

  1. Читающие «невидимки» — самая большая группа, подавляющее большинство.
  2. Читающие «невербалы» — проявляют свою реакцию через likes and sharing.
  3. Активно оценивающие — могут выразить свою точку зрения и отношение через посты и комментарии, иногда — активнейшие комментаторы, но при этом не пишут собственных сообщений. Они получают довольно высокий «социальный рейтинг» и могут оказывать существенное влияние.
  4. Производящие эксклюзивный контент — самая маленькая и самая влиятельная группа.

Вторая, третья и четвертая  группы находятся в ситуации перекрестной зависимости. Первая группа интересна тем, что может эволюционировать на следующие уровни.

457558

Типы сообществ в ортосоциальных медиа

Один из феноменов православной социальной среды это закрытые “ортосообщества” -иногда общего толка, а иногда суженные по кругу интересов или социодемографической выборке участников. Из последних самые активные – женские и материнские. Удивительно, но именно женские закрытые сообщества демонстрируют острые агрессивные типы коммуникаций как внутри так и снаружи.

Также среди «ортосообществ» можно выделить привязанные к объекту (например, страницы монастырей, паломнических центров) или к основному изданию (сайту епархии, фонда и проч.).

Существуют и неоформленные, но  устойчивые сообщества вокруг лидеров мнений (протодиакон Андрей Кураев, протоиерей Владимир Вигилянский, протоиерей Алексий Уминский, Владимир Легойда, сестра Васса (Ларина), Папа Римский Франциск и проч.) или в соответствии с политической позицией (либеральные ортодоксы, консервативные, антиклерикалы и проч.).

Неоформленные временные сообщества (НВС) не являются технически сформированной группой пользователей, но распознают друг друга, оказывают серьезное влияние и поддерживают общую позицию в дискуссии. Часто активные НВС формируются по совпадению позиций по той или иной резонансной теме. Менее устойчивы, но с большим охватом – НВС по календарным дискуссиям: Крещение, Рождество, Пасха.

Общность позиций распознается в группах или постах с просьбой о  совместной молитве,  сопереживание в сложных частных и общественных ситуациях (например, война на Украине, Крым, скандалы вокруг «Тангейзера», «Пусси Райот», памятника князю Владимиру и проч.).

Какие темы чаще всего упоминаются  в дискуссии внутри и снаружи ортосоциальных медиа?

«Как это устроено и что там полезного?»  —  любопытство и поиск ответов на бытовые и повседневные вопросы для «внешних» людей. Участники дискуссий очень разнородны и нередко противопоставлены в позициях:  воцерковленные люди, неофиты, аудитория больших праздников (нецерковные люди, отмечающие в рамках светской традиции некоторые события церковной жизни).

Темы – обряды, бытовые ситуации, суеверия, «церковная услуга», кулинария, вопросы воспитания детей, образование. На первом месте — «подать записочку» и просьбы о молитве (хотя порою это «поиск чудес и магии»).

45747868

Популярные негативные дискуссии и триггеры

Реализуются через поиск и доказательство изъянов (реализация внутренней оппозиционности, «инакости»).

Участники – сомневающиеся, атеисты и антиклерикалы, нецерковные христиане, христиане с выраженным оппозиционным отношением к Церкви как институту.

Изъяны изыскиваются в календаре, отношениях со властью,  бытовых правилах, чрезмерно агрессивном обозначении присутствия,  нескромности мирян и священнослужителей, чрезмерной светскости, чрезмерной церковности etc.

Претензии предъявляются к использованию церковно-славянского языка, необходимости стоять на службе, требованиям к внешнему виду, попыткам влиять или оценивать произведения искусства, чрезмерному присутствию в социальных сетях, недостаточному присутствию в социальных сетях etc.

Позитивно настроенные дискусии и триггеры

Феномен признания похожести, понятности, поиск знаков сближения или реакция на них — через традицию, общее в искусстве, героев, обнаружение неспорных или доказанных общих моментов в истории, интеллектуальность, общие гуманистические ценности, благотворительность, общую реакцию на резонансные позитивные и негативные информационные стрессы.

Темы, в которых от православных ждут особенной стройности и последовательности в аргументах:

— работа с предубеждениями /заказом на внутреннее опровержение;

— православие и наука;

— церковь и власть;

— православие и медицина;

— православие и современное  искусство;

— православие и открытый диалог;

— православие и общие гуманистические ценности.

45768

На мой взгляд как основные в диалоге в социальных сетях сегодня можно выделить следующие проблемы:

— нет традиции (правила, задачи) активного присутствия духовенства и экспертов в социальных сетях;

— только единицы участвуют в открытой дискуссии, выступают с аргументами, формулируют непопулярную для массового секулярного понимания позицию;

— нет культуры и навыка ведения неагрессивного диалога. Часто именно поведение, негибкость, скандальность ставят в вину православным участникам дискуссии как пример нехристианского поведения;

— лидерами мнений часто становятся маргинальные персоны, занимающие оппозиционную по отношению к официальной позиции Церкви точку зрения. Это формирует ощущение внутренних конфликтов и раздоров внутри Церкви;

— очень немногие священники и официальные спикеры Церкви, даже придя в социальные сети, научаются использовать язык адекватный пространству, визуализацию сообщения;

— лакуны заполняются сомнительным предложением опрощенной вирутализированной Церкви: приложения для исповеди, бытовым и толкованиями, противопоставлениями Православия и других христианских конфессий, в которых последние выглядят  «более современными, адекватными, умными».

45786856

Присутствие Церкви, или скорее ее чад в социальных сетях заметно, но искажено. Открытыми на сегодня остаются следующие вопросы:

— разделение официального и неофициального присутствия Церкви в социальной среде;

— допустимость открытого внутрицерковного конфликта в публичном пространстве, скорость и язык реакции официальной Церкви;

— воспитание «спикеров» или формулирование правил присутствия и коммуникаций, определение роли и правильного типа поведения духовенства и мирянина, необходимость введения таких правил или рекомендаций, степень деликатности;

— осмысление удачных примеров присутствия в социальных сетях и повседневной проповеди;

— проблема виртуализации сакрального (принимать записки, исповедовать и проч.), десакрализации таинств.

568579

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.