Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Вмч. Прокопия (303). Прав. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого, чудотворца (1303). Прав. Прокопия Устьянского (XVII). Сщмчч. Феодора Распопова и Николая Брянцева пресвитеров (1918). Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721); Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Витебская (1655), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Пензенская (1717), Песчанская (1754), Чимеевская (1770), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812). Якобштадтской иконы Божией Матери (XVII).
Утр. – Ев. 5-е, Лк., 113 зач.,XXIV, 12–35. Лит. – Рим., 103 зач.,X, 1–10. Мф., 28 зач.,VIII, 28 – IX, 1. Богородицы: Флп., 240 зач.,II, 5–11. Лк., 54 зач.,X, 38–42; XI, 27–28.
Тропарь и кондак воскресные 4-го гласа
(см. приложение 1)
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 4:
Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́, Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех, и ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 8:
Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние:/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь и избавля́ет от вели́ких бед и зол// благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.
Величание:
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь// всем, с ве́рою притека́ющим к нему́.
Пятое воскресенье после Пятидесятницы посвящено очень тяжелой теме. Мы слышали за Божественной литургией отрывок из Евангелия от Матфея, где говорилось об исцелении двух бесноватых (см. Мф. 8, 28 – 9, 1). Это событие произвело такое огромное впечатление на местных жителей, что они не могли осознать до конца, что произошло, и были скорее напуганы, чем обрадованы случившимся. Вот почему они попросили Господа удалиться. Если бы Евангелие было вымышлено, как иногда говорят люди, в Бога не верующие, пытающиеся бросить тень на аутентичность евангельских повествований, то, наверное, этого послесловия к истории об исцелении бесноватых в Евангелии бы не было. Ну, с какой стати говорить, что реакцией жителей на исцеление двух несчастных была просьба удалиться? Один этот элемент, одна эта фраза свидетельствует об истинности, аутентичности Священного Писания.