Сегодня Церковь вспоминает антагонистов: безымянную женщину, помазавшую Христа миром, и ученика-предателя , имя которого стало нарицательным. Предательство и преданность, расчет и стихию. Щедрость женщины совершенно стихийна, так проливается дождь, так текут реки зимой в пустыне, так без меры дает Господь.
И эта щедрость со стороны кажется совершенно бессмысленной, как часто кажется такой щедрость творения, зачем, например, цветет пустыня? Для кого?
А зачем поливать голову простого учителя миром? Простого Учителя…
Ученики все были не на высоте. Все подсчитали, взвесили, оценили и осудили. Причем, обратите внимание, они ведь не о себе заботились – о нищих, что может быть похвальней? И не лицемерили, искренне не понимали, к чему эта трата. Есть ведь заповедь, есть обычай, что пользы от такой экзальтации?
Не в этом ли дело: заповедь и обычай против безудержной и безоглядной любви?
Предательство и преданность – пара-перевертыш. Корень тот же, растет в разные стороны. Женщина предает себя. Прежде всего, свои интересы и, вообще, всю себя – в руки Божии. И тогда не важно – все ли заповеди она исполняет и правильно ли она это делает, ее ведет по жизни Божия воля и тогда все ясно и просто – как идти по воде.
А можно и по-другому: делать все правильно. По закону, по заповеди, по обычаю. И даже не надо следовать злым похотям, достаточно без любви делать все, что делаешь, и тогда логично приходишь к расчету: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» Неужели, если бы предложили меньше, не предал бы? Или стоит сделать первый шаг и дальше начатое уже не только идет, но и ведет своего создателя само по себе? И каждый совершенствуется в своем: злой в зле, добрый в милости и каждый часто делает больше, чем разумеет
«…она доброе дело сделала для Меня: возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению: истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память о том , что она сделала».