Церковь Ветхого Завета, состарившаяся в ожидании, бесплодная до старости своей печальной и не имеющая утешения (Быт.18:12), внезапно и чудесно обретает Дщерь, как Сарра обрела Исаака в старости своей.
Анна и Иоаким становятся родителями Той, которая даст плоть Сыну Божию.
Все века и народы воскликнут ей: «Радуйся, Сыну Божию плоть заимодавшая!» (Акафист Богородице).
«Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение?» (Быт.18:12) вопрошала после долгих веков ожидания ветхозаветная Церковь, подобно Сарре и Анне. Уже иссякла надежда получить обетование, получить то, что было обещано Богом, обрести Мессию-Христа и Его Новый Завет – ибо сказал Экклесиаст (буквально это имя значит: «проповедующий в церковном собрании»): «нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9).
И когда уже по всему было видно, что надежды более нет, то «явилась благодать Божия спасительная всем человекам» (Тит. 2:11) вместе с явлением Мессии-Христа, Сына Божия, Сына Человеческого – Сына Мариина.
…От ветхозаветной Церкви, которую символизирует фигура праведной Анны, рождается Церковь Нового Завета, символизируемая фигурой Дитяти-Марии. Обнимает Новозаветная Церковь мать свою, прижимается нежно к груди её – ибо питается она писаниями Закона и Пророков, глаголющих о Мессии, молоком словесным. И нельзя оторвать Новозаветную Церковь от матери её – ни Маркиону, ни кому-то другому из христиан, отрицавшему Ветхий Завет не под силу это.
Новозаветная Церковь – эта сокровеннейшая тайна Церкви Ветхозаветной, чаяние её и надежда её. Фигура Младеницы-Церкви напоминает собою сердце – это то новое сердце, (Иез.36:26) которое дал людям Своим Бог Израилев, Бог Живой во Христе Духом Святым, исполняя Свои неложные обетования. Написан в сердце этом Завет Новый, не на каменных скрижалях, но на обновленной Духом плоти, которой коснулся Воскресший духом Своим Святым.
Ризы Младеницы-Церкви золотые – это риза Духа, ибо Церковь Завета Нового, Церковь Христова от Духа Божия рождена.
Бережно держит это сокровище, «сокрытое со Христом в Боге» (Кол.3:3) Церковь Ветхого Завета в руках своих – Церковь Моисея и Исайи, Гедеона и Сампсона, Осии и Иеремии, Иеффая и дочери его. Они умерли, не получив обетований (Евр.11:13), но ныне надежда их исполнилась во Христе, Сыне Живого Бога (Мф.16:16). Бог вспомнил о бесчадной, не имевшей плода Духа, и возвеселилась она (Ис. 54:1), и не только она, но и весь мир. Идут все к ней от запада и севера и моря и востока, и дочерей и сыновей несут на плечах своих (Ис.49:22). Все ждавшие спасения, весь мир, вся тварь, стенавшая и мучившаяся, (Рим.8:22) идет к ней, Церкви Бога Живого.
Лик Церкви – и юн, и стар, как в видении Ермы. Вечно юная старица с седыми волосами, подобная строящейся башне, уготованная Христу Невеста от сложения мира, явилась Ерме – и он понял, что увидел тайну Церкви.
Прежнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5,17), время радости – и обе Церкви, составляя единое целое на небе и на земле, ждут Парусии, явления Христа во славе.
С Ерма времени все та же
неоконченная башня
созидается в веках
над глубокою водою,
кладка ангельской рукою
в четырех её стенах,
как мелодия, проста –
вечно юного напева,
Церковь – старица и дева –
ждёт Пришествия Христа.