Что изменилось после введения практики катехизации перед крещением? Как проходят предкрещальные беседы в реальности? Нужны ли они впервые пришедшим в храм? Размышляет протоиерей Андрей Ефанов, на протяжении трёх лет готовящий людей к принятию первого в их жизни церковного Таинства.
Прошло совсем немного времени, как в Русской Православной Церкви стала обязательной предкрещальная катехизация, но уже можно обернуться назад и сделать выводы.
Все приходы за этот небольшой период разделились на 3 группы. Настоятели первой, самой многочисленной, ввели у себя так называемые предкрещальные беседы. Тематику этих бесед, частоту проведения и продолжительность определяют сами, исходя из опыта и собственного отношения к проблеме. В принципе, это совсем даже неплохо, уж кому, как не настоятелю, виднее всего, чему надо учить своих будущих прихожан. В среднем это, как правило, три часовые беседы и несложные «домашние задания» в виде заучивания наизусть нескольких основных молитв и ознакомления с догматами Православия.
Вторая группа — предкрещальная катехизация проводится в строгой рекомендации ОРОиК. Таких приходов меньше. В основном такая катехизация проводится силами приходского катехизатора. И последняя группа приходов, не столь уж и малочисленная, игнорирует обязательную катехизацию, обходясь краткой беседой перед самим таинством.
В принципе, настоятелю в определенной степени предоставлена свобода в организации катехизации на конкретном приходе, при соблюдении указанного минимума (три беседы и дополнительная «домашняя работа»). Этот минимум выполняется всеми, кто организовал катехизацию на приходе. К сожалению, это нововведение не по душе желающим креститься «поскору», пришедшие креститься сами или крестить своих детей (что случается чаще) искренне недоумевают, зачем это нужно, «ведь раньше этого не требовали». Многие просто разворачиваются и уходят, потому что знают, что есть приходы, где их крестят без всяких вопросов.
Увы, эта проблема непроста. С одной стороны, больно видеть совершенное нежелание людей ознакомиться с основами той веры, которую собрались принять сами или же приобщить к ней своих детей, с другой — непонятно, почему некоторые вполне духовно чуткие и молитвенно настроенные настоятели решаются игнорировать обязательные и, несомненно, необходимые требования по катехизации.
Можно предположить, что эти священники просто привыкли совершать таинства над людьми, безразличными к вере, но это не объясняет, почему данная привычка мешает критически посмотреть на плоды такой практики. 95%, если не больше, крещенных без катехизации не начинают ходить в храм. Трехлетний мой опыт проведения предкрещальных бесед показывает, что это число, хоть и незначительно, но сокращается, доходя примерно до 75–80%. Эта цифра не может не расстраивать, но все же это положительный результат, хотя, конечно, и недостаточный.
Остается надежда на то, что посеянное семя веры со временем взойдет. В случае же с крещением без катехизации шансов на это почти нет, и беседа, непосредственно предшествующая таинству, вряд ли будет расслышана. Стол накрыт, гости ждут, дети шумят — услышит ли в такой обстановке человек слово пастыря?
Конечно, очень многое зависит и от уровня катехизации на субъективном уровне. Спешная беседа, не располагающая к личностному контакту, без внимания к пришедшим на катехизацию не принесет добрых плодов. Но такое отношение, конечно, исключение. Чаще можно встретить замкнутость от пришедших на беседу, потому что им не всегда понятно, что же от них хотят. Нужен ответ на вопрос, почему же раньше этого не требовали?
Лично я объясняю это так: в советское время сам факт обращения за крещением был исповеданием веры. Потом был переходный период, в который Церковь проявила доверие к желающим креститься. И, лишь увидев, что из принявших крещение лишь совсем немногие становятся христианами, Церковь стала проводить подготовку к таинству, чтобы человек мог осознать, какой серьезный шаг совершает он, приходя креститься.
Научить молитвам несложно, объяснить основы веры — тоже. Несравнимо сложнее поделиться с людьми частичкой той благодати, которая сохраняет самого священнослужителя или катезизатора в Церкви. Здесь лишь духовный настрой, искренность, любовь имеют силу, знания и умение их преподать почти бесполезны. А значит, именно правильная духовная жизнь тех, кто ответственен за научение пришедших креститься, должна стать стержнем катехизации. Катехизация не должна начинаться и оканчиваться беседой. Началом должна быть уединенная молитва катезизатора, завершением — совместная молитва и Причастие Святых Христовых Таин.
За три года, которые я провожу катехизацию, можно подвести определенные итоги. Они, к сожалению, не столь радостны. Даже проведенная катехизация не гарантирует, что человек начнет ходить в храм. Есть, конечно, и радостные моменты, когда человек, познакомившись ближе с Православием, становится постоянным прихожанином. Но мне хотелось бы поделиться грустным случаем из моей практики.
Одна женщина, назовем ее Еленой, пришла креститься сама и крестить своих детей. Несколько месяцев с ней два-три раза в неделю занимался приходской катехизатор, было несколько бесед со священником, все это время она посещала храм. Выучила Елена молитвы, приобрела и другие знания. Попутно была оказана и необходимая материальная помощь, сделан ремонт в квартире, детям купили вещи и игрушки (Елена — бедная мать-одиночка). И вот, наконец, долгожданный день крестин. В этот день я в последний раз видел Елену и ее детей в храме.
Сказать, что это был для меня удар — ничего не сказать. Прошло больше года, но Елена в храм так и не пришла. На вопрос, почему она так поступает, мы услышали отговорки занятостью. Недавно у Елены родился четвертый ребенок. Я боюсь увидеть ее в храме. Если она и придет, то лишь затем, чтобы крестить новорожденного. И я не знаю, что мне ей сказать…
Читайте также:
Профанация Таинств: не крестить мертворожденных
Катехизация перед крещением и венчанием: как проводить и о чем предупреждать
Сколько стоит профанация таинства?