С 8 ноября по 9 декабря 2012 года в Государственном центральном музее современной истории России (г. Москва, ул. Тверская, 21) пройдет выставка, посвященная гонениям на Церковь в советские годы. Выставка организована Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом совместно с музеем и приурочена к двадцатилетию университета.
Торжественное открытие экспозиции состоится 7 ноября 2012 года.
Лозунг на стене Красного уголка бывшего штрафного изолятора в лагпункте Савватиево.
Экспонатами выставки «Преодоление: Русская Церковь и советская власть» стали различные документы, отражающие как богоборческую политику власти, так и реакцию на нее Церкви. Значительное внимание уделено антирелигиозной пропаганде, которая велась везде: в школах, высших учебных заведениях, в армии, среди рабочих и крестьян.
Сотрудники НКВД. 1930-е годы.
Посетители смогут ознакомиться с советской периодикой, псевдонаучными атеистическими изданиями, плакатами, листовками, стенгазетами и даже с куклами, которые использовались в 1920-х годах при постановке антирелигиозных спектаклей. Смысловым центром экспозиции являются разделы, посвященные эпохе самых масштабных и кровавых гонений: с октябрьского переворота по 1937 год. Но за этой страшной датой следует продолжение: Церковь в СССР оставалась гонимой и в послевоенные десятилетия, вплоть до середины 1980-х годов.
В марте 1922 г. Ленин писал в секретном письме членам Политбюро: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
Куратор выставки диакон Павел Ермилов: «Готовя выставку, мы заботились о том, чтобы зрители почувствовали дух эпохи, ощутили сопричастность к жизни верующих ХХ века. Хочется надеяться, что современный способ подачи исторических реалий поможет проекту выйти за пределы церковного сообщества, получить отклик со стороны широкой аудитории людей, интересующихся как историей Церкви, так и историей России в целом».
Cнятие драгоценных металлов с облачения священников, 1920-е годы. Ценности изымались якобы для борьбы с голодом, но рассекреченные сегодня документы ясно свидетельствуют, что судьба голодающих мало волновала большевистских вождей.
За 20 лет историками университета собраны многочисленные свидетельства о исповедническом и мученическом подвиге русских людей, прослежены тысячи судеб, проанализирована история внутрицерковных споров, спровоцированных гонителями. Экспонаты выставки «Преодоление: Русская Церковь и советская власть» размещены в шести залах в хронологическом порядке. Каждый зал представлен символичным для этой эпохи словом, ставшим «ключом» при создании их художественной концепции.
В 1920-х гг. в массовом порядке закрывались, переоборудовались или разрушались храмы, изымались и осквернялись святыни. Если в 1914 году в стране насчитывалось около 75 тыс. действующих церквей, часовен и молитвенных домов, то к 1939 году их осталось около ста.
Коммунистическая власть ставила перед собой цель воспитания «нового человека», абсолютно чуждого всякой религии, и стремилась достичь этой цели всеми способами.
Рисунок лагерного поселения, сделанный заключенным. С начала 1920-гг. в массовом порядке священнослужители и миряне за свою верность Церкви наказывались ссылками в отдаленные местности: в Зырянский край, Северный край, Нарымский край, несколько позже – в места традиционных царских ссылок: Туруханский край, Западную и Восточную Сибирь, Туркменистан.
Кукла «поп». Использовалась в театральных антирелигиозных постановках в 1920-х гг. Печатные издания антирелигиозной пропаганды Безбожник», «Безбожник у станка» и др., выпускались в этот период огромными тиражами.
Большевики посчитали колокольный звон вредным, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. Часть изъятых колоколов отправили на крупные стройки Волховстроя и Днепростроя для технических нужд, например, на изготовление котлов для столовых.
Своеобразное применение части московских колоколов нашли в 1932 г. столичные власти. Из 100 т церковных колоколов отлили бронзовые горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина.
В 1937 году методы антирелигиозной пропаганды и «мягкого насилия» сменились массовыми расстрелами.
Сайт Православного Свято-Тихоновского Богословского университета
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.