Приоритетные направления российской культуры следует поддержать системой грантов, — А. Архангельский
26 сентября. ПРАВМИР. Писатель и телеведущий Александр Архангельский выделил приоритеты в развитии культурной политики России.
«Когда мы говорим о культурной политике, мы говорим не о том, чтобы просто профинансировать всё подряд, всем понемножку, как это часто бывает: размазать ровным слоем по всей стране, когда все живут, но никто не развивается, никто не движется вперёд», — заявил он на прошедшем во вторник заседании Совета по культуре и искусству.
По мнению А. Архангельского приоритеты развития должны быть выбраны исходя из того, что «Россия – это страна великого наследия и великого модерна».
В качестве одного из условий поддержки писатель назвал грантовую систему, которая предполагает условия, на которых грант выдаётся.
«И вот такой идеологией, большой какой-то грантовой программой, мне казалось бы, могло бы стать втягивание всего нашего великого наследия в современность», — добавил он.
Он предложил организовывать в музеях площадки детского и подросткового творчества, кружки, а на территориях усадеб, по мнению Архангельского «должна кипеть жизнь современной русской литературы» и работа художников.
«При этом абсолютно ясно, что очень важным, например, грантовым конкурсом, с моей точки зрения, в цифровую эпоху мог бы стать конкурс по выкупу авторских прав на электронные версии книг, мультфильмов и фильмов современных российских режиссеров. Мы боремся с пиратством, понятно, музыканты, но почему государство не может обратить в публичное достояние на какой-то срок важные работы российских авторов в цифровую эпоху и донести это всё до библиотек? Причём библиотека может превратиться из центра, где не только хранятся книжки, в центр, где обсуждается и кино, и музыка», — подчеркнул писатель.
Он отметил, что для осуществления проектно-грантовой системы необходимо преодолевать законодательные и ведомственные барьеры.
«Может быть, Совет по культуре и его комиссии, свободные от ведомственной принадлежности, могли бы в этой задаче преодоления административных барьеров стать площадкой сотрудничества ведомств», — предложил А. Архангельский.
«И последнее, о чём я хотел бы сказать: целью государственной культурной политики, которую я бы сформулировал как сохранение через развитие, её главным выгодоприобретателем является не художник, не инфраструктура, а гражданин, потому что культура – это не среда обеспечения досуга, а это одно из основных прав человека. И государство здесь не просто обязано, оно имеет право осуществлять эту политику в интересах гражданина», — заключил он.