Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, сердечно вас приветствую.
Некоторое время назад председателем Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Еленой Борисовной Мизулиной, председателем Комитета Государственной Думы по регламенту и организации работы Думы Сергеем Александровичем Поповым и некоторыми другими депутатами был внесен в Государственную Думу ряд законопроектов, которые касаются ограничения абортов и поддержки людей, которые хотели бы иметь много детей.
Законопроекты сразу же вызвали оживленную дискуссию. Их суть тщательно искажалась в ходе публикации материалов, о них рассказывающих. Давайте в связи с этим попробуем еще раз вернуться к вопросу о том, что имеется в виду. Прежде всего предлагается исключить аборт из числа тех страховых случаев, которые предполагают оплату медицинской помощи из Фонда обязательного медицинского страхования.
Действительно, сейчас происходит странная вещь: люди, которые по принципиальным соображениям не приемлют аборты, а в первую очередь это верующие люди, оказываются вынуждены оплачивать из своих денег, перечисляемых в фонд, действия, совершенно не согласные с их совестью. Об этом очень ясно было сказано Святейшим Патриархом Кириллом во время его недавнего выступления в Государственной Думе.
Более того, воспринимаются как «медицинская помощь» действия, никак не направленные на улучшение, сохранение или защиту здоровья человека. Оплачиваются действия, которые с точки зрения верующего человека, с точки зрения традиционной морали являются убийством, которые с точки зрения нормальной, неповрежденной человеческой логики никак не могут связываться с предоставлением врачебной помощи. Напомним, что даже в клятве Гиппократа говорится, что врач никогда не сделает аборт, не убьет зародившееся в чреве матери дитя.
Законопроекты предполагают производство абортов исключительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения. При этом имеется в виду, что именно в этих организациях, существует строжайший контроль над всеми медицинскими манипуляциями и минимальна опасность того, что какие-нибудь кустарные способы лечения, какие-то попытки выдать интеллектуальное и профессиональное убожество за новомодные методы будут исключены. В законопроектах также предлагается исключить реализацию в общедоступной аптечной сети препараты, которые предназначаются для искусственного прерывания беременности. Предполагается, что такие средства будут реализовываться только в государственных лицензированных организациях системы здравоохранения с профилем «акушерство и гинекология». Наконец, предлагается до выдачи в женской консультации направления на производство аборта производить беременной женщине с ее согласия ультразвуковую визуализацию плода, а также консультацию в кабинете медико-социальной помощи. От этого предложения женщина также сможет отказаться, но законопроект предполагает, что он будет сделан каждой женщине, которая придет за направлением на аборт. Более того, предлагается перенаправить средства, которые сегодня тратятся на аборты, а это более 5 миллиардов рублей, на помощь матерям, которые испытывают финансовые трудности.
Предлагаемые меры — достаточно компромиссные. Известно, что среди православных христиан и других людей — в частности, среди членов Католической Церкви, среди мусульман — многие призывают к полному запрету аборта и к уголовному наказанию за его производство. В некоторых храмах, в некоторых православных общественных организациях люди собрали сотни тысяч подписей за полный запрет аборта и за то, чтобы он наказывался. Предложения, которые сегодня сделаны в Государственной Думе, являются весьма умеренными. Некоторые православные христиане критикуют эти предложения за слишком большие, по их мнению, уступки сторонникам абортов. Тем не менее эти предложения встретились с достаточно серьезной критикой, аргументация которой много раз была опровергнута на предыдущих стадиях обсуждения возможных мер, которые ограничивали бы аборт или по крайней мере избавляли от косвенного участия в нем людей, не приемлющих его по религиозным или этическим соображениям.
Говорят, что отказ от государственного финансирования аборта повредит здоровью женщин. Но на опыте многих стран, где аборт запрещен или где перешли к более жестким мерам в отношении абортов, видно, что количество абортов нелегальных или опасных для здоровья, абортов, совершенных кустарным способом, никак не зависит от степени жесткости мер, ограничивающих аборт. Всегда находятся люди из социальных низов, которые предпочитают идти не в медицинское учреждение, а к сомнительным «лекарям», чтобы произвести аборт. Более того, есть неопытные девушки-подростки, которые просто не знают, что есть возможность медицинской операции, и поэтому оказываются в руках сомнительных личностей. И ситуация никак не связана, согласно данным многих исследований, с тем, на сколько общество готово или не готово оплачивать аборт за государственный счет, за счет налогоплательщиков.
Еще одна серьезнейшая проблема, которая поднята и в законопроектах, и в общественных дискуссиях, — это медикаментозный аборт. Сегодня часто говорят о снижении абортов в России. Действительно, количество официально учтенных абортов серьезно снижается, сегодня это около 800 тысяч абортов в год. В то же время количество неучтенных абортов, которые производятся в частых медучреждениях, по некоторым оценкам, составляет сотни тысяч. А вот количество медикаментозных абортов растет: с 2013 по 2014 годы их число выросло на четверть, причем широко известно, что препараты, используемые для медикаментозного аборта, могут быть очень опасны, особенно для человека, который принимает их в домашних условиях, без рекомендаций со стороны врача, без того, чтобы понимать, насколько эти препараты могут угрожать здоровью и даже жизни. Известно, что кровотечение, которое возникает после принятия таких препаратов, часто приводит к серьезным болезням, а иногда — к смерти. Известно, что и сам по себе аборт негативно влияет на здоровье женщины. И когда на этом фоне утверждается, что заботой о здоровье женщины является обеспечение безбрежной свободы производства абортов, а тем более употребление абортивных препаратов, эта так называемая забота плохо вяжется с реальностью.
Особенно ожесточенную критику почему-то вызвало предложение исключить производство абортов в частных медицинских учреждениях. Аргументов против вроде бы нет — действительно, лучше проводить такую манипуляцию под контролем государственной медицины, отвечающей за свои действия, чем в частных клиниках, которые, как известно бывают не только учреждениями высокого качества медицинской помощи, но и учреждениями полукустарными. Аргументов против, по большому счету, быть не должно, но известно, что действует очень серьезное лобби, которое связанно в первую очередь с частной медициной и которое занимается торговлей абортивными материалами, то есть телами расчлененных и убиенных младенцев, для производства медицинских и косметических препаратов. Доказательств работы этого лобби мало, но та ожесточенность, с которой сегодня отстаивается право производить аборты в частных медицинских учреждениях без серьезного контроля, говорит, что, возможно, это лобби действует очень и очень напористо.
Утверждается, что аборт делают бедные женщины, которым нужно помогать в возникших обстоятельствах. Насколько известно, цена на аборт сегодня не так уж высока. Более того, есть предложения установить верхнюю планку цены аборта в государственных клиниках для того, чтобы эта цена не поднималась слишком высоко. Говорят, конечно, что условия жизни многих современных женщин не способствуют рождению и воспитанию детей, и поэтому нужно помогать им избавиться от беременности. Но мы прекрасно знаем, что в жизни нашей страны, в том числе в ХХ веке, включая самый конец этого века, были гораздо более тяжелые условия, и люди не отказывались рожать детей и воспитывать их.
Проблема не в бедности, не в экономике. Проблема, очевидно, в том, что некоторая часть нашего общества серьезно опасается, что реальное нравственное измерение вернется в общественные процессы, в том числе в законодательство. Что не получится больше считать, что человеческая жизнь может быть отброшена в сторону перед лицом соображений выгоды, так называемой свободной любви, максимального стремления к удовольствию. Сталкиваются два серьезных подхода к жизни. Один из них выработался еще в позднесоветское время, в 80-е годы, когда разочарование в идеалах «коммунистического будущего» сменилось стремлением жить ради вещей, ради удовольствий, ради карьеры. Соответствующий образ жизни фонтанировал и в 90-е годы, когда общество — по крайней мере элитная, наиболее заметная его часть — стало освобождаться от любых нравственных ограничений в области экономики, в области личной жизни, в области культуры, в области политики. Некоторые считают, что в эти годы был достигнут некий «консенсус», который сегодня не нужно изменять. Считают, что нужно сохранить за некоторой частью общества, по крайней мере, за некоторой частью элиты, свободу делать все, что хочешь, и что при этом не надо ставить вопрос о нравственных ограничителях, а тем более менять законы в сторону большего утверждения строгости нравов.
Но есть и другой подход. Многие люди, в том числе молодые, в том числе принадлежащие к самым элитным слоям нашего общества, очень умные люди, считают, что нам нужно настоящее нравственное обновление, в том числе на уровне законов, нам нужно возродить строгость нравов в России, нам нужны моральные стандарты, ориентирующиеся не на развеселые 90-е годы, и даже не на позднесоветское время, 70-е или 80-е годы, а как минимум на XIX век — на время, когда в России не было абортов не потому, что люди боялись запретов, а потому, что это действие было совершенно немыслимым.Дело, конечно же, не только в абортах. Многие сегодня убеждены: не может быть у нашей страны достойного грядущего, если мы не справимся с такими общественными проблемами как коррупция, лицемерие, порнография, разврат, мат в интернете, взаимные оскорбления, разгул псевдокультуры, которая навязывает безнравственность. Нужно понимание необходимости единства личной жизни и публичной деятельности, понимание того, что каждый человек должен не просто исповедовать должные взгляды, но и жить в соответствии с ними. Без всего этого нет у России будущего.
Хочется надеяться, что такой подход к жизни, который становится все более популярен среди людей, в том числе молодых, наконец, будет утвержден в общественных порядках, правилах и законах. Многим это не понравится, многие будут стараться этому противодействовать, но эти люди должны понимать, что никакими административными решениями, никакими попытками убрать этическую дискуссию из общественного поля им не удастся заглушить голос нравственности, голос людей, которые привержены вечным ценностям. Не получится, как это бывало в 90-е годы установить некий «консенсус» относительно нравственных ценностей или их отсутствия через кулуарные переговоры в узком кругу элиты.
Люди сегодня говорят и будут говорить о том, что политика, не приемлющая нравственные нормы, нелегитимна в моральном отношении, и значит, может быть оспорена и обязательно будет оспорена с позиций традиционной нравственности. Сегодня многие православные общественные организации, прихожане в храмах узнают о законодательных инициативах, которые были только что упомянуты. Хочется предложить каждому человеку высказаться по поводу этих инициатив, рассматриваемых в Государственной Думе. Можно и нужно писать письма в органы власти, можно и нужно собирать подписи под коллективными обращениями в интернете или посредством православных общественных организаций. Можно и нужно звонить на радиоканалы, писать комментарии в социальных сетях, говорить везде и всюду, как только это становится возможным.
1 июня — Международный день защиты детей. Это прекрасная возможность для того, чтобы тем или иным способом высказать свое отношение к проблеме аборта и к предложениям которые сегодня направлены на его ограничение. Будем проявлять свою гражданскую активность, и тогда никто не сможет заставить нас замолчать, заставить отказаться утверждать вечные нравственные законы, данные нам Богом, как норму жизни для нашего народа.