В одной семье рядом с благополучными детьми может оказаться – проблемный ребенок. И общение с ним складывается непросто. Хотя он такой же родной, как все его братья и сестры. И такой же любимый. Правда, от него у папы-мамы сплошная головная боль, без конца проблемы. Примерно такой случай был с коринфской общиной у апостола Павла.
Во многих городах апостол основал церкви. И нигде не имел он столько проблем, как с Коринфом. Вспомните его два Послания к коринфянам. Первое послание настолько обличительное – огнем жжет. Жесткое наставление подействовало на коринфян так успешно и так сильно, что после него апостол специально пишет утешительные строки Второго послания. Это чтобы коринфяне не унывали.
Некоторые подозревают, что были отправлены еще целых два послания апостола Павла к коринфянам, только они до нас не дошли. Не будем гадать о том, что не сохранилось. До нас дошли два послания апостола, и еще у нас есть послание к коринфянам святого Климента Римского (память его приходится на 8 декабря). Послание Климента по своему характеру опять-таки обличительное.
Что же это за место такое, Коринф?
Один библеист объяснял ситуацию в городе: Коринф – крупный порт, отсюда постоянное бурление самого разношерстного народа, идет бойкая торговля, кипят финансовые потоки, предлагаются все новые и новые товары и услуги, соблазны подстерегают людей на каждом шагу.
Короче говоря, Коринф – громадный клокочущий рынок. Представьте, как на этом рынке непросто возрождать к духовной жизни людские души, какими усилиями созидается церковь, как тяжело поддерживать в ней порядок. И в середине первого века христианской эры – и в конце первого века, когда к ней писал Климент Римский, – коринфская община была проблемной.
Начинает святой Климент с похвалы коринфянам, затем переходит к обличению:
«Всякий мятеж и всякое разделение было вам противно. Вы… не скучали делать добро… Вся слава и широта дана была вам, и исполнилось, что написано: «он ел и пил, разжирел и растолстел и сделался непокорен возлюбленный». А отсюда ревность и зависть, вражда и раздор» (Святого Климента епископа Римского к коринфянам послание I. гл. II-III).
Итак, после сравнительно мирной, радостной жизни в коринфской общине вспыхнул раздор и раскол. Почему так произошло, владыка Климент объясняет стихом из Писания Ветхого Завета: «Он ел и пил, разжирел и растолстел и сделался непокорен возлюбленный» (см. Втор. 32:15, по Септуагинте).
Мирная изобильная жизнь сделала народ Божий разжиревшим, то есть пресыщенным и напыщенным. Люди загордились, стали непокорными, подзабыли, что все блага от Бога. Принялись соизмерять свое личное достояние с благами собратьев. Отсюда разгорелась зависть и вражда.
Епископ Климент помогает несчастным возгордившимся людям прийти к смирению и положить конец взаимной вражде:
«Удалились правда и мир, – так как всякий оставил страх Божий, сделался туп в вере Его, не ходит по правилам заповедей Его… но каждый последовал злым своим похотям… примите вразумление к покаянию. Ибо лучше вам быть в стаде Христа малыми и уважаемыми, нежели казаться чрезмерно высокими и лишиться упования Его» (Там же. гл. III, LVII).
Согласимся: лучше для людей быть невеликими и уважаемыми в Христовой пастве, нежели казаться высокими и оказаться в стороне от Христа.