В результате церковной политики последнего времени внимание людей, недовольных положением дел в обществе, в значительной мере переместилось с персоналий власти на персоналии церковного руководства. Похоже, в том, чтобы изменить подобным образом направление т.н. «протестного вектора», и заключалась главная цель этой политики. Для этого и нужна была грубая провокационность высказываний о. Всеволода Чаплина и очевидно нехристианская (и в этом не менее провокационная) позиция церкви в отношении PussyRiot и прочее. Вызываем огонь на себя, так сказать. Возможно, все это и возымело определенный успех. Однако для церковного человека здесь кроется колоссальное искушение. И заключается оно в том, что эпатаж этой приведенной в действие политтехнологии строился на беспримерном искажении смысла евангельского и всего новозаветного послания.
Утверждается, что прощать можно и нужно, только если просят прощения. Когда речь идет о прощении грехов в таинстве исповеди – безусловно, да. Без просьбы о прощении, без покаяния, отпущение грехов, т.е. прощение, невозможно. А если не просят, выходит, мы должны ярость и гнев на врагов обрушить? Но все, что в Новом Завете говорится о гневе и ярости Бога, всегда толковалось лишь в том плане, что человек, отступающий от божьих заповедей, сам лишает себя благой участи и обрекает на страдания. Когда же речь идет о нанесении личной обиды, о каком-либо враждебном проявлении, то для христиан не может быть иного руководства, кроме образа Христа. Другого откровения о Боге и о пути к нему у христиан нет. Если мы правы, карая обидчиков, нужно признать: в Евангелии написано, что Христос карал своих врагов. А уж если речь идет о Церкви, то тем более. Церковь призвана жить и действовать, как Христос, и никак иначе. Церковь – это и есть Христос, и ее назначение – соединять людей с Ним в таинствах, исповедуя и сохраняя Его образ. Без осознания того, с кем и с чем, с какими нравственными свойствами ты намерен соединиться, причастие бессмысленно. Это не таблетка и не магический эликсир. А при противоположности твоих намерений и нравственных установок образу Христа это причастие в осуждение, как у Иуды. Прощение врагов основополагающе в образе Божьем. И это притом, что Христос обладал могуществом уничтожить врагов одним своим желанием, одним движением своей воли. В связи с этим возникает вопрос, где бы были все эти церковные чиновники и активисты, если бы Господь, дожидаясь, что у Него будут просить прощения, заточил бы на семь лет в тюрьму тех, кто унижал, избивал, а потом и распинал Его? Или они думают, что Он не мог тогда умолить Отца Своего, и Он представил бы Ему более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
Не отвечать злом на зло, покрывать враждебность по отношению к себе любовью, словно зеленый лист дерева, пытаться поглощать зло и источать воздух добра – это и есть жизнь по законам чуда, к которой призывает Евангелие. Это и есть, по сути, Новый Завет, а вместе с таинствами Церкви – та самая духовная жизнь, радость которой никто не отнимет от нас, поскольку она не зависит от обстоятельств, а зависит исключительно от того, желаем ли мы, чтоб наши намерения совпадали с промыслом Божьим, или нет.
Какой «либеральный Христос?» Или как там, «поглаживающий по головке интеллигентский бог»? Какое все это имеет к нашей вере? Думаю, что никакого. Однако имеет непосредственное отношение к общественной жизни. Точнее, к попыткам ею манипулировать. И все дело здесь в словах «либеральный» и «интеллигентский».
Дело в том, что либерал и интеллигент – это новый враг народа, занявший свое место в ряду, состоящем из жидовствующего, масона, собственно еврея и классового врага сталинской эпохи. Как говорил один важный чин царской Охранки: «Порядочный враг, устрашающий и узнаваемый, должен быть прямо в доме или у самого порога дома. Вот поэтому евреи. Провидение Господне ниспослало нам их. Так используем, черт возьми, и да ниспошлет он всегда нам еврея или двух, чтобы было кого ненавидеть. И бояться. Дарить надежду собственному народу – именно для этого нужен враг… Самоосознание строится на ненависти. Ненависти к тем, кто отличается. Ненависть необходимо культивировать. Это гражданская страсть. Враг – это друг всех народов … Ненависть – истинная природная страсть. Аномальна как раз любовь. За нее Христа и распяли. Христос выступал против человеческой природы. Никого не пролюбишь всю жизнь. Не пролюбишь: вот и измены, и матереубийства, и предательства друзей. А проненавидеть всю жизнь очень даже можно. Лишь бы предмет страсти не девался никуда и все торчал на одном месте, разжигая нашу ненависть. Ненависть греет душу» (Умберто Эко, Пражское кладбище).
Одним словом, сейчас евреев нельзя официально ненавидеть, классовый враг тоже не подходит, но как-то манипулировать сознанием нужно. Средство давно испытанное: показывается враг, а своим, то бишь хорошим, предоставляется чувство праведной неприязни и правоты вообще. Удовольствие, испытанное от неправоты других, делает тебя благодарным и послушным тому, кто тебе это удовольствие предоставляет. Так вот, ладно б этим власть занималась. Управлять государством надо, и тут уж каждый управляет в силу своих способностей и представлений о благе. Но, к сожалению, именно нынешняя церковная проповедь вполне осознанно, целенаправленно и весьма настойчиво заполняет общественное сознание совершенно чудовищным мнением, что разум, разумность, интеллигентность – это зло. Выходит, желание и способность отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от пошлого, — это самый настоящий грех. А раз так, нужно ему противостоять и в себе, и в окружающем мире. Вслушайтесь. Подспудно говорится здесь следующее: «Нам нужны невежественные, безответственные люди. Люди, неспособные создавать ни духовные, ни материальные ценности. Ведь это все от свободы и просвещенности, а значит, от лукавого. Нам, иными словами, нужны люди самого низкого нравственного пошиба. Мы будем вами управлять, а взамен дадим то самое чувство удовольствия от неправоты других. Пусть звучит в вашем подсознании всегда: «Господи, благодарю Тебя, что я не такой, как эти мытари, масоны, католики, капиталисты, евреи, не евреи, либералы, интеллигенты! Пусть звучит!» И звучит уже. И, может, все бы ничего, за исключением одного: из Евангелия следует, что это именно тот тип сознания, который и отправил Христа на крест. Называется он «фарисейство». Суть его в гордости. В гордости из-за своей причастности к некоему своду законов, к идеологии, иными словами. Законничество и гордость его– это то, чему Христос противопоставил свое служение любви.
Зачем все это написано? — вполне справедливый вопрос. Дело в том, что есть у нас в храме человек двадцать, может, тридцать прихожан, сиречь моих друзей, которые верят, что Бог нам заповедал . Т.е. насчет них я точно знаю, что они в это верят, а насчет остальных – догадываюсь. В целом же, я думаю, что в Церкви таковых большинство. Во свидетельство того, что их вера не ложна и не тщетна, я все это и написал. Но, впрочем, и для себя, для осмысленного, разумного пребывания в Церкви Христовой. Ради уверенности в невидимом и осуществления ожидаемого. Аминь
Священник Андрей Зуевский, клирик храма свт. Николая в Толмачах