Сюжет о «панк-молебне» и его последствиях в течение многих месяцев будоражил прессу и общественность, как верующую ее часть, так и неверующую. Обсуждение новостей о самом событии и реакции на него велось на повышенных тонах, часто выходя за пределы корректной дискуссии.
Об итогах диалога Церкви и общества по одной из самых обсуждаемых тем текущего года рассуждает клирик храма Христа Спасителя протоиерей Александр Агейкин.
Я бы не хотел по сотому разу обсуждать само событие, но, что касается реакции на него, то мне показалась важной проблема внутреннего мира современного человека — потеря понятий святыни, сакральности, таинственности пространства храма, отношения к храму в целом. Это вызывает беспокойство.
Во многих комментариях как защитников, так и противников говорится либо о событии, либо о ценности своего «я» с его проблемами, грехами, внутренней нечистотой.
Это «Я» стало мерилом и критерием святости, а такого никогда не было. Мы говорим о традиции очищения духа, очищения своего «Я» через духовный подвиг и покаяние, а здесь нам преподносят, что в любом случае и в любом положении абсолютной ценностью оказывается мое «Я», а никакие камни и никакое сакральное пространство святыней не являются.
Итак, самая главная проблема, высветившаяся в этом многомесячном обсуждении — утрата понимания святости места.
Я надеюсь, что какой-то диалог у Церкви и общества получился. Но все должно быть на своих местах. Церковь высказала свое мнение, а от того, принимает или не принимает его общество — для нее ничего не меняется. Церковь движется в соответствии со своим Преданием, поэтому ее отношение к такого рода событиям неизменно, традиционно, преемственно от древних отцов и апостолов.
Если общество хочет прислушиваться к мнению Церкви — оно что-то приобретает. Если не хочет — теряет. Оно свободно в своем выборе. Вот и вся дилемма.
И верующим, и неверующим по результатам этой истории я бы посоветовал присмотреться к себе. Что в нас живет — любовь или гнев? Что человеку дороже: непонятная и абстрактная свобода, которая ничего общего со свободой, которую принес Христос, не имеет — или Предание Церкви, понятия святости и святыни, которые каждый из нас должен сохранять? Иначе — человек нищает и теряет надежду на спасение.
Читайте также:
Прот. Андрей Юревич о «панк-молебне» и его последствиях: Облекитесь во всеоружие Божие