10-23 июня в гостях у Всехсвятского прихода Лиссабона побывал давний друг общины протоиерей Геннадий Фаст, настоятель Константино-Еленинского храма города Абакана (Хакасия, Россия). 10 июня он принял участие в праздновании 10-летия прихода, 12 июня прочитал на приходских Библейско-богословских курсах лекцию о книге пророка Аввакума, а 19 июня провел на тех же курсах семинар, посвященный пророческим книгам и пророческому служению. 20 июня отец Геннадий посетил православных узников тюрьмы в пос. Carregueira, с которыми провел беседу об искушениях Христа в пустыне и о том, как отражать искушения в наше время. В последний день пребывания в Португалии протоиерей Геннадий дал небольшое интервью сайту прихода:
— Отец Геннадий, на наших приходских курсах Вы прочитали лекцию о книге пророка Аввакума. Исследованием этой библейской книги Вы сейчас занимаетесь. Позвольте задать Вам вопрос – почему была Вами выбрана такая тема? Чем важен пророк Аввакум и почему Вы пишете работу о пророке Аввакуме и о его книге?
— Интерес к теме теодицеи и теме происхождения зла был у меня еще со студенческих времен. Верующий человек верит в Бога Всемогущего, Бога, имя которому Любовь. Как может в человеческом сознании соединиться вера в Бога любви с несправедливостью и страданьями этой жизни? Тема эта стародавняя, и меня она волновала с юности. А когда мы обсуждали, еще лет пятнадцать тому назад, какие книги выбрать для изучения, то возникла мысль взять книги двенадцати пророков. На эти книги существует не так уж много толкований в нашей православной литературе. Это все-таки не очень проработанная тема, в этой области интересно трудиться. По этим двум причинам и была избрана мною эта книга для работы над ней.
— Как Вы думаете, то, о чем пишется в книге пророка Аввакума, может ли тревожить и современного человека?
— Вопрос теодицеи тревожил людей всех времен. Это не такая тема, которая через три года или через десять лет может перестать быть современной. Сколько существует человек, столько же и эта тема. Она абсолютно современна и одновременно вечна. Мне нравятся именно такие темы. В Библии есть только две книги, которые посвящены ей – книга Иова и книга пророка Аввакума. О книге Иова написано очень много, очень многие авторы брались за эту книгу. А книга пророка Аввакума исследована мало, и мне захотелось написать работу, посвященную ей.
— Актуален, конечно, не только пророк Аввакум, но и все библейский пророки. Поэтому Вы провели у нас также семинар, посвященный пророческой литературе вообще, призванию пророков и их служению. Насколько важно современному православному христианину обращаться к этим древним текстам – к пророческим книгам?
— Здесь двойная польза. Во-первых, обращение к текстам древних пророческих книг – это обращение к корням нашей веры. Как дерево без корня засыхает, так и христианская вера, если будет надмеваться над своими корнями, засохнет. Для того, чтобы была жизнь в стволе, в кроне, в ветвях, в цветах, в плодах, необходимы соки из корней. Люди всегда будут обращаться к своим первоистокам, к первоистокам божественного откровения – к древним пророкам. А во-вторых, как я уже сказал, весть пророков – это не только корни нашей веры, это слово Божие, касающееся самых актуальных тем, сегодняшних и завтрашних. В этом отношении ни один из библейских пророков не устарел.
— Живя в центре Азии, Вы уже четвертый раз приезжаете в самую западную страну Европы. Чем привлекает Вас эта маленькая страна на самой западной окраине Евразийского континента?
— Эта страна, прежде всего, привлекает меня гостеприимством игумена Арсения и его друзей, которые давно стали и моими друзьями тоже. Некоторые из них уже доезжали и до Енисейска, и до Абакана. Это, конечно, в первую очередь. Ну а что касается интереса путешественника, то у меня еще сколько-то пороху в пороховницах есть – познавать мир мне всегда интересно. Крайние западные пределы нашего материка, в центре которого я сейчас живу и служу, они, действительно, гостеприимны и приятны своими людьми, природой и радостью общения с Океаном. И своей историей – древней, глубокой, значимой. Но в первую очередь – людьми, которые за эти годы стали моими друзьями.
— Спаси Господи! И до новых встреч.
— Божьего благословения настоятелю и всем братьям и сестрам лиссабонского прихода.