Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин дал агентству «Новости Федерации» комментарий по поводу интервью протодиакона Андрея Кураева газете «НГ-религии».
Критика бывает справедливой, когда священнослужитель или мирянин, который ассоциируется с православием, делает что-то безнравственное. Но ничего общего с безнравственностью не имеют вещи, за которые нас сейчас пытаются ругать: украшение храмов, устроение достойных резиденций для епископов, торжественность богослужения, богослужебных облачений. Все это органичная часть православной традиции, которая являет миру Христа и как Царя, и как милосердного Отца и грозного Судию, которому, как мы знаем из Апокалипсиса, могут быть свойственны гнев и ярость.
На самом деле, большинство тех, кто сейчас выступает против Церкви, просто не могут спокойно слышать слова о том, что грех осуждается Богом, что от него нужно отказаться, в нем нужно раскаиваться, что его нельзя совершать, что настоящее счастье не в свободе для греха, а во внутренней свободе от него. Многие, не будучи готовы расстаться со своими грехами, выдумывают самые разные поводы для того, чтобы обрушиться на тех, кто говорит им правду, которая должна изменить их жизнь.
Да, дискуссия в блогосфере по поводу кощунства в храме Христа Спасителя была не самой культурной с обеих сторон: сыпались угрозы, брань, призывы к расправе. Я надеюсь, что эта дискуссия будет становиться у нас более цивилизованной, что православные христиане проявят мужество и силу отвечать на выпады и злобу так, чтобы те, кто все это произносит, действительно поняли, что они неправы, и изменились бы, а не озлоблялись еще больше. Такая возможность всегда есть. Как-то пристыдить человека, сопоставить его с лучшими примерами из нашей истории и культуры, наконец, докопаться до корня его собственных духовных проблем, которые часто связаны с блудом, наркотиками, алкоголем, ложью, коррупцией, душевными болезнями, – вот это опрокидывает бесовщину и неправду гораздо сильнее, чем ответная брань.
Но на мой взгляд, к сожалению, отец Андрей, который проводит много времени в этой интернет-среде, слишком проникся той концепцией соглашательства с грехом, которой сейчас пытаются заменить настоящее прощение. Прощения без покаяния не бывает. Сам Господь говорит о согрешающих против нас: «Если покается, прости ему». Слова совершенно однозначные. Причем это говорится о наших личных недругах. В тех случаях, когда грешник не раскаивается и упорствует во грехе, Господь говорит о том, что его ждут вечные муки. Это совершенно однозначные евангельские слова. Все попытки заретушировать эту горькую правду, не замечать, а тем более спорить с нею, делают постхристианское богословие антихристианским.
Сам Господь не прощает грешника без покаяния. Об этом в Евангелии говорится далеко не один раз. Упорствующих в грехе Господь сравнивает с нечистыми животными, называет их проклятыми, обрекает их на вечные мучения с диаволом и его ангелами. Так что Божие прощение имеет пределы и пределы очень жесткие. Более того, Господь говорит, что многие идут путем, ведущим в погибель, – лишь немногие идут узким путем в Царствие Небесное. Нравится это отцу Андрею или нет, Господь говорит, что многие погибнут. Какой именно процент, я не знаю. Очевидно, по крайней мере, 51%. И значит, милосердие Божие не простирается на большинство людей, которые являются не кающимися грешниками. Молчать об этом или пытаться спорить с этим значит пытаться спорить с Евангелием – потому что это говорит Премилосердный Господь.
На самом деле, нужно стараться духовным взглядом оценивать события этого мира. Настоящее благо для человека – это достойное приготовление его к вечной жизни, которое может осуществляться и через страдания, и через болезни, и через стихийные бедствия, и через тюрьму, и через ломку всех ложных жизненных целей и приоритетов, и через мучительное расставание с тихим обывательским мирком. Когда все это происходит в жизни и служит ко спасению, значит все это были проявления Божией любви. Именно такова Божия любовь. Она не имеет ничего общего с поглаживанием по головке, не зависящим от того, что человек творит и думает»