23 сентября осужденная участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова, отбывающая наказание в Мордовии, заявила о том, что начинает голодовку и отказывается от работы в швейном цехе колонии. В прессе появилось письмо Толоконниковой, в котором она описывает массовые нарушения прав осужденных женщин на производстве, в частности – недопустимые условия работы, превышение рабочего дня, антисанитария, травля и издевательства, пытки, приводящие к инвалидности.
Комментирует Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом протоиерей Всеволод Чаплин:
То, о чем заявляет Надежда Толоконникова, нуждается в доказательствах. Я примерно знаю условия в такого рода колониях и не очень верю, что применялись пытки. Судя по всему, положение Толоконниковой мало отличается от положения других заключенных в аналогичной ситуации.
Человек, совершивший преступление, должен понимать, что лишение свободы не сопровождается курортными условиями. Как заключенные, так и работники исправительных учреждений — люди не самого лучшего воспитания, но тот, кто справедливо оказался среди таких людей, наверное, должен был знать, что именно среди них рано или поздно он и окажется.
Очень жаль, что вместо переоценки совершенного, к чему вроде бы уже давно должна была подтолкнуть человека жизнь и те наказания, которые не без Божией воли происходят, мы видим лишь упорство в неправильной позиции, отождествление этой позиции с миссией Христа, по поводу чего мне уже приходилось писать этой даме.
В любых обстоятельствах жизни переоценка того, что было совершено, открывает путь и к внутренней душевной гармонии, и к тому, чтобы в каких бы то ни было условиях чувствовать себя человеком, верить в достойное будущее, которое состояло бы не из бесконечной борьбы за неправое дело, а из жизни в мире с Богом и людьми.
Да, система исполнения наказаний нуждается в большем контроле и в очеловечивании. В ней не должно быть ни пыток, ни намеренного нанесения ущерба здоровью. Но она неизбежно связана с физическими неудобствами. Ни в какой тюрьме — российской, американской, саудовской или китайской — человек не чувствует себя комфортно. Более того, когда Бог человека наказывает, он оказывается в очень незавидном положении, теряя здоровье, а иногда и жизнь. А Господь иногда наказывает целые народы, что мы знаем из Писания и Предания Церкви. Суждение по этому поводу в Писании и в Предании однозначно, даже если оно расходится с позицией некоторых модных «кисейных» богословов второй половины ХХ века, которые говорили, что Бог якобы никого не наказывает, представляли Его кем-то вроде Ганди или Сахарова, и в этом расходились с теми самыми Писанием и Преданием. Современному человеку, наконец, нужно понять: когда бесконечно жалко себя и так хочется представить Бога милым покемончиком, который одобрит все то, что ты сделаешь, стоит лишний раз открыть Писание или святоотеческие творения и соприкоснуться с Богом Живым, Который, как мы хорошо знаем, есть «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых».
Записал Артем Левченко