Южно-Российская парламентская ассоциация приняла обращение в Госдуму с предложением ввести уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан и осквернение почитаемых ими святынь.

Даниил Петров: Законы, призванные выделить верующих, могут обернуться против самих верующих

Заместитель председателя заксобрания Краснодарского края Виктор Чернявский пояснил, что обращение продиктовано обеспокоенностью в обществе в связи с произошедшими актами вандализма, надругательствами над религиозными святынями, а за подобные действия сегодня предусмотрено только административное наказание в виде штрафа в пятьсот-тысячу рублей.

Оправданно ли усиление защиты религиозных символов? Чем грозит оскорбление религиозных чувств людей? Как определять, что является религиозным символом, а что — нет?

Комментирует протоиерей Всеволод Чаплин:

Законодатели юга России не первыми поднимают вопрос об ужесточении наказания за оскорбление чувств верующих и осквернение почитаемых ими предметов. Недавно в Госдуме был внесен соответствующий законопроект, я проводил слушания в Общественной палате на эту тему. На слушаниях выступали представители разных социальных групп, разных точек зрения, и, должен отметить, все они сходились в одном: нынешнее положение дел с защитой чувств верующих и религиозных святынь в нашей стране является  неудовлетворительным.

Ст. 5.26 Кодекса об административных правонарушениях предполагает за такие действия лишь штраф в размере от 500 до 1000 рублей. Недавно именно такая мера была применена в отношении новосибирского «художника», который разместил перед храмом «иконы» с изображениями участниц известной панк-группы. Я совершенно убежден, что усиливать ответственность за подобные поступки сегодня необходимо.

Оскорбление религиозных чувств людей, осквернение почитаемых ими предметов сегодня чревато гражданским противостоянием и кровопролитием. Вспомним, к чему привели несколько лет назад карикатуры на Мухаммеда и осквернение Корана в западных странах. В современной России провокации, связанные с религиозными символами, могут быть крайне опасны для гражданского мира. Я не удивлюсь, если именно такого рода провокации в ближайшее время будут использованы теми, кто хотел бы посеять хаос в стране.

Преступления, связанные с разжиганием социальной, национальной или религиозной вражды, в современном мире особенно опасны, так как это действия символического характера. Посредством них те или иные общественные силы стремятся показать свою претензию на власть, поставить в подчиненное, униженное положение другие группы. Именно поэтому подобные действия так болезненно воспринимаются обществом.

Уверен, что человек, совершающий подобного рода поступки, будь то в реальном пространстве или в виртуальном, должен сталкиваться с реальной перспективой неотвратимого наказания – такого, которое серьезно повлияло бы на его имущественный статус и положение в обществе. Он должен быть надолго или даже навсегда лишен прежде занимаемой им социальной ниши.

Все разговоры о том, что верующий человек в случае оскорбления его святынь должен умыться и смириться, и что свобода творчества превыше религиозных символов, принципиально расходятся с православной традицией, какой мы ее знаем из житий преподобного Иосифа Волоцкого, святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителя патриарха Тихона, новомучеников и исповедников российских.

Сейчас обсуждаются различные варианты того, как можно защитить религиозную символику. Это и перенос статьи 5.26 из Административного кодекса в Уголовный, это и повышение штрафов в рамках Административного кодекса, это и поправки в Административный кодекс, которые позволяли бы любому члену религиозного объединения подать в суд в связи с ущербом, нанесенным репутации его религиозной общины — репутации не «деловой», а более широко понимаемой. В любом случае, я вижу, что сегодня общество в России настроено на то, чтобы сделать наказания за подобные действия более жесткими.

Причем здесь не должно быть «двойной бухгалтерии» — защищаться должны символы любой религии, любого мировоззрения. Защищать свое и позволять осквернять чужое будет нечестно. В конце концов, многим православным тоже надо научиться корректно высказываться о людях и символах иной веры, даже в рамках неизбежной вероучительной полемики.

Конечно, могут возникнуть коллизии – возможно, какая-то религиозная организация выберет своим символом осиновый кол, и принудит остальных граждан уважительно к нему относиться. Но я не стал бы абсурдизировать идею. В конце концов, решение о том, что является религиозным символом, а что нет, должны выносить сами верующие, а в случаях адекватности или неадекватности определения таких символов, если они осквернены, пусть разбирается суд. Если он вынесет решение уважать осиновые колья – что ж, нам придется и их уважать.

Считаю вполне оправданным усиление защиты религиозных символов. В конце концов, современный Уголовный кодекс очень жестко защищает от осквернения такие вещи, как символы государства и места захоронений. Почему то, что предельно дорого верующим людям, защищается гораздо более слабо, чем ценности, важные для секуляристов? И никто при этом не пытается карикатуризировать проблемы, придумывая такие экзотические ситуации, как, например, защиту мирового океана как места захоронения жертв кораблекрушений.

Читайте также:

Даниил Петров: Законы, призванные выделить верующих, могут обернуться против самих верующих

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.