Протодиакон Александр Агейкин: Антиклерикальное и антицерковное — разные вещи!
Понятия «антиклерикальное» и «антицерковное» настроение – это, по сути, разные вещи. Лучше говорить об антицерковных настроениях, потому что антиклерикализм – это тенденция, направленная против влияния клира на государство, а это сейчас надуманная проблема, потому что никакого особого влияния клира на государство не существует.Сейчас есть некие силы, пытающиеся подорвать авторитет Церкви. Их не интересуют конкретные личности из числа клириков, им именно противна церковная политика, поэтому их удар направлен на Церковь в общем. У них вызывает негатив требование соблюдения моральных и культурных норм и традиций. Поэтому эти люди проводят какие-то антицерковные кампании.
В мою сторону камней никогда не кидали. Но неприятны выпады в сторону Патриарха, духовного лидера нашего общества, выпады зачастую лживые. Удар, направленный против него – это печально, но предсказуемо, на то он и лидер, чтобы первым принимать на себя стрелы врага. Плохо, что борьба эта основана на лжи и подтасовках, но ведь и это понятно, потому что лидер враждующей стороны, отец лжи — диавол.
В существующих антицерковных публикациях сознательно не договаривают многие вещи, используются двойные стандарты. Есть оппоненты, якобы обиженные Церковью или патриархом, но ведь никто не говорит о моральном облике этих «обиженных», о сути ситуации. Нет честности в этом, а есть всегда недосказанность, односторонность обвинений. Мы готовы отвечать на какие-то вопросы, но это должен быть честный диалог.
Для меня рост этой антицерковной активности сигнализирует о том, что активизировалась сама позиция Церкви, священства и паствы. Церковь начала успешно нести свое служение, а это вызвало шквал сопротивления. Я думаю, что это хороший признак: затронули болезнь, нарыв вскрылся.
Такие вещи существовали всегда. Жизнь на Земле – это война между Богом и дьяволом. Мы просто посредине этой битвы, как Достоевский писал: «Поле битвы – это сердце человека».
Сейчас ситуация отличается от прежних лет своей направленностью. В 1990-2000-е внимание Церкви было сосредоточено на возрождении святынь, то есть, хозяйственно-административной работе. Сейчас в этой области сложился фундамент от которого можно оттолкнуться к работе с людьми, с душами. Битва за души людей – это самое тяжелое и болезненное, потому что дьявол не сдает свои позиции без боя.
Сейчас наши основные обязанности: попечение о душах, о нравственности, об обществе. Это, конечно, вызывает сопротивление тех, кто считал эти сферы своими.
Мы, в свою очередь, надеемся, что одолеем своих противников. Если мы уповаем на то, что на нашей стороне Бог, что Церковь возглавляется самим Христом, то чего нам бояться? Мы же не за свое благо боремся, а за церковь ратуем
Если человек хочет чистоты своего внутреннего мира, то он воспримет тенденции Церкви правильно. Но если он привык жить в темноте и в грязи, мы не сможем его насильно заставить жить по Евангелию. Мы должны с пониманием относиться к тому, что у Церкви всегда будут враги. Но мы будем рады каждому человеку, который почувствует призыв Церкви и Бога. Церковь спорит со своими оппонентами, но борется не против людей, а против греха.
Сталкиваясь с антицерковными настроениями для христианина главное – не быть равнодушным. Нужно высказывать свою позицию, но для этого нужно иметь свое мнение, а для этого знать Евангелие и традиции Церкви и видеть их поругание. Нельзя, чтобы кто-то подумал, будто мы молчим просто от того, что не знаем, что происходит. Нужно знать, чем живет церковь, что для тебя является ценностью, и эти ценности отстаивать. Если мы промолчим о самом дорогом, не будет смысла в жизни человека, не будет того, чем бы он мог дорожить.