Протодиакон Андрей Кураев ответил на блиц-опрос портала «Правмир».
— Предусмотрел ли Бог спасение для народов Востока Азии, ведь они поклоняются Аллаху, Будде и так далее?
— Бог всем людям желает спастись. Я не знаю, каким мог бы быть путь спасения, приводящий буддиста в Царство Христа. Мне знаком христианский путь спасения. Поэтому я не представляю, как, оставаясь буддистом, можно встать на путь спасения в христианском понимании.
Но если буддисты не спасутся – это же ведь не повод для того, чтобы и самим соскочить с пути спасения в знак солидарности с погибающими. Если я вижу, что на Гаити произошло страшное землетрясение — это не повод к тому, чтобы самому начинать выбивать окна в своем московском доме. Может быть в замысле Божием спасение буддистов через твою молитву и твое слово к ним. Только это слово не должно быть в стиле «Это так хорошо, что вы, буддисты, не похожи на христиан и верите совсем иначе, но все равно замечательно! И вы так близки к Богу, в которого вы не верите!».
— Что думает и как относится православие к Ведам? Скажу, что очень много полезного можно почерпнуть из Вед, но при слушании у меня возникло выражение — ложка дегтя в бочке меда. Предлагаю подходить к изучению Вед выборочно, отсеивая такие понятия, как карма, реинкарнация и так далее. Священники однозначно говорят, что это ересь. Но в чем она?
— Конечно же, Веды — это не ересь. Чтобы заслужить высокое звание еретика, надо как минимум быть христианином. С еретиками у нас сложные внутрисемейные отношения. А Веды – это с другой планеты, это просто язычество.
Что касается отношения православия к Ведам — то оно аналогично отношениям православия к художественной гимнастике или к пирамидам. Есть нечто, что просто вне кругозора православной Церкви. Почему обязательно надо глазеть на каждое проходящее диво? Если так на все глазеть, если отвлекаться на каждую диковинку, то можно чего-то самого главного не заметить. Веды вне нашего поля зрения, а, значит, и оценки.
При этом могут быть православные люди, изучающие Веды, но вряд ли к их числу относится автор этого вопроса.
Православному изучению Веды может подвергнуть только профессионал, который а) знает язык Вед, то есть санскрит; б) прекрасно знает древнюю историю человечества и культуру древней Индии; в) хорошо разбирается в истории религии, литературы и философии; г) обладает глубоким знанием православного богословия.
Мне известен только один человек, который умеет это совместить — Владимир Кириллович Шохин, ведущий научный сотрудник Московской Академии Наук. Его книги по философии индуизма для меня много значат. Я скажу так — мне Веды не интересны, но если однажды у меня будет вопрос по ним, я позвоню Владимиру Кирилловичу. Пока же я не понимаю, чего такого я мог бы найти в Ведах, что восполнило бы сокровища Библии, святых отцов, великой европейской и русской культуры.
Читайте также: