Экс-кандидат в президенты РФ, лидер партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров предложил создать Религиозный кодекс России, регламентирующий взаимоотношения различных конфессий, государства и общества.
В своей статье в газете «Коммерсант» в среду он написал, что наблюдает противоречия и разделение общества на религиозной почве. В этих условиях, уверен он, России необходим светский консенсус. Он также подверг критике введение в российских школах изучения отдельных религиозных культур, считая, что школьникам навязан лишний жизненный выбор.
Нужен ли России Религиозный кодекс? Каким образом сегодня регулируются отношения Церкви, государства и общества? Что означает сегодняшнее выступление Михаила Прохорова для общества?
Комментирует протодиакон Андрей Кураев:
Во-первых, словосочетание «религиозный кодекс» у меня ассоциируется с одним человеком, не гражданином Российской Федерации, а именно – с Моисеем. Он, кажется, уже религиозный кодекс создал. Поэтому предложение создать какой-то новый религиозный кодекс, я думаю, иудеями, мусульманами и христианами России будет отторгнуто по стилистическим соображениям.
Второе. Господин Прохоров немножко не в теме. Он считает, будто отношения Церкви, общества и государства в России регулируются только двумя фразами из Конституции. Это не так. Есть специальный законодательный акт, он называется «Закон о свободе совести и религиозных объединениях». Там многие вещи вполне внятно прописаны, в том числе и те, которые он хотел бы увидеть в желаемом документе.
Третье. Религии России и, прежде всего, Русская Церковь, давно уже такой кодекс составили, хотя и не собрали под одной обложкой. Я имею в виду договоры о сотрудничестве и взаимодействии, которые заключены Русской Православной Церковью с большинством федеральных ведомств страны, включая Министерство образования и Министерство здравоохранения. Я полагаю, что у мусульман, буддистов, иудеев при желании есть или могут быть такие же тематические документы. Такие соглашения были заключены еще при Патриархе Алексии, они никогда не являлись тайной, с ними можно познакомиться, так что пусть господин Прохоров своему аппарату поручит это сделать.
По поводу слов о «заигрывании» политиков с Церковью и ее вовлечении в политическую сферу я думаю, что сегодняшняя его акция сама является тем же самым.
Относительно критики изучения религиозных культур в школе. От школьников ничего не требуют. Выбор совершают родители за своих детей, и это не выбор религии, а выбор образовательного поля. А то, что он сказал относительно конфликтов, смешно слушать, потому что, как известно, был проведен эксперимент, шла апробация курса, и никакие документы, ни интернет, ни служебные записки Министерства образования не хранят память о каких-то конфликтах. При этом я напомню, что позиция Министерства образования была более чем осторожной в этом вопросе, и если бы были реальные конфликты, они бы об этом сообщили и не стали бы утаивать.
Но для меня самым интересным фактом в его заявлении были слова о том, что эта тематика сейчас для него является главной. Это очень серьезное заявление, которое означает то, что Прохоров объявляет о своем уходе из реальной политики. Подчеркнутый интерес атеиста Прохорова (он сам это подчеркивает) к религиозной тематике с точки зрения политолога означает: «Все, ребята, мне надоело бодаться с Кремлем, буду бодаться с попами».
Читайте также: