Протоиерей Алексий Уминский: Почему в пост из людей лезет разная гадость?
Помню свой горький опыт, когда я как-то так по молодости пытался «заслужить», и в итоге Пасха для меня оказалась безжизненной и сухой. Я пришел, полный надежд, упования получить заработанное во время Поста, получить наконец-то плату за то, что я постился, молился, ходил на службы, был к себе суров. И вдруг почувствовал такую тоску и пустоту во время Пасхальной службы! Мне было так горько. Все радуются, а мне не о чем радоваться. Все ликуют, а мне как-то не по себе. У всех светлые лица, а я бы и рад радоваться, но выжать из себя не могу ни капли радости. Радости нет. Потому, что ждал именно вот это: ну сейчас от Бога получу по заслугам, Он же видел, как я ничего не ел первые три дня Великого поста, как я на Страстной неделе ходил, поклоны бил, как все вычитывал от корочки до корочки. И так по носу получил. Ух, на всю жизнь запомнил! Больше так не делаю никогда. И никому другому не советую.
Это характерно для человека: все время быть таким наемником – рабом, все время работать за плату. А Господь все-таки ждет от нас сыновства. И Пасха – это праздник сыновства.
Для чего людям Пост?
Да ни для чего. Равно как им незачем быть христианами. Равно как незачем ходить в храм. Вроде, как незачем. Если только ради Царствия Небесного, ради спасения своей души, ради близости со Христом, ради того, чтобы действительно, по-настоящему научиться любить. А так, кроме этого, в общем-то, незачем.
Никакой связи между Царствием Небесным и колбасой, конечно, нет. Об этом нам даже апостол Павел сказал, что «Царствие Божие – не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).
Но чтобы к этой радости подобраться, надо правильно уметь расставить радости своей жизни. Вот если для тебя так получается, что главная в твоей жизни радость – это колбаса, главное в твоей жизни – приобретение, радость твоей жизни – это присвоение себе чего-то, то понятно, что Царствие Небесное никак тут рядом быть не может. Радости Царствия Небесного тут не обрящутся. И поэтому надо как-то место для иной радости освободить. Отодвинуть радость от материальных, таких естественных для человека вещей. И полюбить то, что ты пока еще любить не научился: радость делиться, раздавать, каяться, открывать себя для других.
Радость о Духе Святом может появиться тогда, когда человек по-настоящему готов радоваться другому. Когда он захочет радоваться тому, что он может поделиться собой, открыть свое сердце для другого, открыть свое сердце для Бога. Довериться Богу до конца, не думать ни о чем, кроме как о Нем, и забыть о том, что может с ним случиться в любой момент – какие-то неприятности, мелкие или крупные неудачи.
Вот почему и существует Пост – как отодвигание маленькой материальной радости ради огромной Радости Царствия Небесного. Этой Радости надо сильно учиться, потому что, так радоваться мы не умеем. Вот апостол Павел так говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Он три эти делания ставит на одну ступень. Очень сложно непрестанно молиться. Также тяжело всегда радоваться и всегда благодарить. Это великий подвиг: всегда радоваться и обо всем благодарить. И вот Великий пост может нас немного этому научить – вот радоваться о другом, радоваться о Святом Духе.
Очень трудно этому научиться.
Это самая тяжелая наука: учиться радоваться, учиться молиться, учиться благодарить. И да, очень много происходит машинально. Очень легко войти в эту машинальность, очень легко стать такой машинкой Великого поста и так Великий пост как трактор пройти.
Часто человек Великим постом начинает ощущать себя по-другому. И бояться этого не надо. Люди начинают переживать, что Великим постом вдруг из них начинает гадость разная лезть. И мне кажется, что это очень правильное состояние человека, когда он ощущает свою гадость, испытывает чувство, что он весь такой липкий, весь какой-то неприятный от того, что непонятно почему это все вдруг полезло из него именно сейчас. Это как в бане, как в парилке из человека начинает через поры вылезать вся грязь.
И вот для нас Великий пост тем и хорош: все, что таилось в нас, все, что мы загоняли в уголочки нашего подсознания, все то, что мы скрывали под лицемерными улыбочками, под хорошим воспитанием, под какой-то такой своей начитанностью, под умением вести себя в обществе, пыль в глаза пускать, умением выступать, говорить какие-то правильные вещи, вдруг это все Великим постом меркнет, потому что, мы входим в область правды. А то, что мы прятали, от чего сами отворачивались и на что смотреть в себе не хотели, вдруг начинает покрывать нас этой липкой гадостью. Тем самым у нас появляется возможность наконец-то от нее освободиться, если мы правильно к этому отнесемся. Если мы осознаем, что это важно: вдруг понять, какие мы на самом деле и начать себя вот так со смирением, со слезами и с горечью очищать. Это самое прекрасное, что может быть с нами в Великий пост – внезапное ощущение этой липкой гадости, которая есть в тебе.
И даже если человек таким придет к Пасхе, ничего страшного. Господь, по словам Иоанна Златоуста, готов одарить Пасхальной Радостью всех – и постящихся, и не постящихся, воздержанников и ленивых, и первых, и последних, работающих от первого часа и пришедших в 11-ый час. Так что не страшно прийти таким. И такого примет Господь на Пасху, если по-настоящему человек ощутит как боль, как свое недостоинство, как свою болезнь, от которой он ищет исцеление только у Господа.
Так что нужно думать о пути Поста, а не о точке его окончания.