25 сентября 2013 в помещении Молодежного центра Пятигорской и Черкесской епархии под председательством епископа Феофилакта состоялась очередная пастырская конференция. Темой обсуждения стал проект документа «О подготовке ко Святому Причащению», направленный в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов. Предлагаем вашему вниманию текст выступления протоиерея Димитрия Моничева, штатного клирика Свято-Никольского собора г. Кисловодска, преподавателя теологии Пятигорского Государственного лингвистического университета.
Я исхожу из того, что причастие должно происходить достойно. Что значит «достойно»? Когда священник поднимает агнец над святым престолом, он провозглашает «святая святым», возникает недоумение — кто же эти святые, которые будут причащаться? Здесь хор, а через хор и вся Церковь отвечает, что «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца…». То есть, собственно говоря, святых нет. Это очень важно понять, потому что мы должны понять, что мы приходим ко Христу не потому, что мы достойны и здоровы, а потому что мы больны. Это должно быть основой.
Очень часто бывает так, что на исповеди говорят: «Вы знаете, я не буду причащаться, потому что я недостоин». Я говорю: «А Вы бываете достойны? У Вас есть такое состояние?». Что значит «достойно», что значит «причаститься»? К сожалению, у нас сложилась такая традиция, что достойно причаститься — это значит прочитать последование ко Святому Причащению, прочитать три канона, быть на вечернем богослужении, три дня поститься и исповедоваться — вот об этом идет речь.
На самом деле, такого общего правила нигде нет. Собственно говоря, подготовка к причастию должна быть соотнесена с периодичностью причастия. Все священники прекрасно знают, что будет со священником, если он, скажем, участвуя в Литургии, не причастится. Он будет подвержен очень серьезным прещениям. Может быть, не все знают, что это правило не для священников, это правило вообще для мирян, для всех. В древней Церкви не представлялось возможным остаться на Литургии человеку, который не отлучен, не запрещен, и в то же время не причащаться.
Если исходить из этого и из того, что каждый христианин должен по воскресным и праздничным дням быть в Церкви, значит, для не отлученных, не несущих покаяние, не несущих епитимьи какой то, причастие является необходимым. Таким образом, представим себе человека, который решил вдруг жить по правилам Церкви, которые составлены святыми отцами, и которые никто не отменял. Он начинает причащаться каждое воскресенье. Получается, что четверг, пятница и суббота — это постные дни, соответственно с этим правилом достойного причастия. Таким образом, чем же мы отличаемся от католиков, которых мы обвиняем в том, что они держат пост в субботу?
Что касается святоотеческих трудов, то там есть разные рекомендации, но я редко встречал у святых отцов, чтобы было написано, что нужно причащаться реже одного раза в неделю. Почему это написано в Катехизисе митрополита Филарета (Дроздова)? Объяснить нетрудно. Нужно просто понять в какой период писался этот Катехизис. Это период сильного отхода от церковных традиций, которые привели известно к каким последствиям. То есть, это период упадка. Митрополит Филарет писал: «Хотя бы раз в месяц причащайтесь».
Вообще причащаться нужно каждую неделю. Опять-таки то, что я говорю, это не я предлагаю, это не я придумал, я опираюсь на рекомендации святых отцов, а также священников наших, с которыми приходилось сталкиваться. Мне кажется разумным такой подход — если человек причащается каждую неделю, как это положено, то для него вполне возможно держать уставной пост Церкви, поститься в среду и пятницу, естественно в многодневные посты, и держать евхаристический пост — невкушение пищи и пития с двенадцати часов ночи, а если литургия ночная, тогда 6 часов до причастия. Если человек причащается раз в месяц или раз в два месяца, раз в полгода, то, конечно, тогда можно добавить и каноны, которые мы читаем Господу Богу, Божьей Матери, Ангелу-хранителю. Если он причащается раз в полгода или раз в год, то, может быть, и канонов мало, может, надо еще акафисты к причастию почитать, может, Псалтырь еще нужно почитать. То есть, в зависимости от периодичности.
Теперь что касается исповеди. Нужно ли исповедоваться перед причастием? Вы знаете, я, как священник, говорю своим прихожанам, что нужно исповедоваться. Я объясню, почему я так говорю. Потому что мы живем в курортном городе, и многие люди, прогулявшись по парку, зайдя в какое-нибудь заведение, там отдохнув, увидели красивый храм, зашли туда и «почему бы не причаститься»? И причащаются. То есть, у священника единственная возможность разъяснить людям не воцерковленным — это исповедь.
Исповедь, всем известно, во всей Церкви, что она была единственной, ее страшно боялись, ждали со страхом, эта исповедь была одна. Когда человек исповедовался, второй раз крестился, уже ни о каких грехах речи быть не могло, серьезных грехах, конечно. Конечно, естественно, это все ушло в прошлое.
Я считаю, что сущность исповеди заключена в покаянии. Что такое «покаяние»? Покаяние, если образно объяснить, это операция, которую делает человек над своей душой, это очень болезненная операция. Кто знает, кто раз в жизни покаялся, не исповедовался, а каялся, он знает, о чем идет речь. Это очень больно, это страшно больно. Нужно поменять все свои привычки, весь свой менталитет, все нужно изменить в себе. Да, я могу себя подвергнуть такой операции, я и подвергаю себя. Извините, но подвергать себя такой операции раз в неделю, два раза в неделю — это, конечно, невозможно. В этом случае исповедь превращается просто-напросто в отчет о грехах за определенный период времени. Такая исповедь не только не полезна душе, но и не спасительна и вредна для души человека.
Может быть, я опережаю постановления священноначалия, но я дерзаю тем прихожанам, которых я хорошо знаю, подходить ко мне, допустим, перед причастием за благословением, и если у них ничего такого страшного не случилось в жизни, просто причащаться, если они приготовились к этому причастию. Кстати, если это неправильно, то возникает вопрос — почему священники так поступают? Себя-то мы не обидим, для себя-то мы сделали все правильно. Почему нам достаточно исповедоваться раз в пост у духовника, и если что-то случилось чрезвычайное, конечно, придти на какую-то дополнительную исповедь? Так мы причащаемся по два-три раза в неделю и совершенно себя при этом нормально чувствуем.
Мое предложение такое. Причастие должно быть достойным, человек к причастию должен, несомненно, готовиться, и причастие должно быть как можно более частым, потому что мы живем во Христе. Наша жизнь в Церкви — это жизнь во Христе, это жизнь в причастии. Не надо думать, что сейчас я недостоин, а через месяц я буду достоин. Еще менее будем достойны, потому что без Господа не можем творить ничего, потому что только благодать нас спасает, а мы только помогаем ей это делать!
Исповедоваться я бы рекомендовал пореже. Мне кажется, даже раз в месяц достаточно. Конечно, не нужно устраивать такие ажиотажи, которые бывают на Рождество и на Пасху, когда человек приходил 40 дней постом исповедовался-исповедовался, и тут он не может, бедный, без этой исповеди причаститься, несмотря на благословение настоятеля.
Еще про Пасху. Мне очень удивительно, что есть люди, которые думают, что на Пасху не надо причащаться. На Пасху все должны причащаться, более того — есть древнее правило, согласно которому, если мы благочестивые люди, если мы причащаемся каждое воскресенье, то в Светлую Седмицу мы причащаемся каждый день — этого правила никто не отменял, это правило было для новокрещенных.