Межсоборное присутствие разработало и опубликовало ряд проектов документов, в числе которых — «О подготовке ко Святому Причащению». Подобные документы претендуют на то, что отражают соборное мнение Церкви по важным вопросам её жизни. Сейчас есть возможность обсудить представленные проекты и побудить членов соответствующих комиссий внести в них изменения. Предлагаем вашему вниманию отзыв на проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» протоиерея Константина Островского, настоятеля Успенского храма в Красногорске, благочинного церквей Красногорского округа.
Документ в целом хороший, я предложил поправку только по одному пункту – писал об этом в епархию и на сайт Учебного комитета. В документе говорится, что причащаться без исповеди по благословению духовника можно только на Светлой седмице. Это в дореволюционной России, когда сложилась традиция причащаться максимум четыре раза в год, такое требование было бы оправданно. Но сегодня мы, слава Богу, возвращаемся к частому, точнее – нормальному, причащению по воскресеньям и праздникам, и мне нередко приходится слышать от постоянных прихожан на исповеди: «Батюшка, не знаю, что говорить».
И я их понимаю. В своих грехах мы должны каяться постоянно – это, в частности, имеет в виду апостол Павел, когда говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Сол., 5, 17). Только замечаем за собой греховные помыслы – тут же надо попросить у Господа прощения и избавления от них. Но на причастие человеку, который постоянно ходит в храм, часто достаточно просто взять благословение у священника. Обязательно брать благословение, иначе мы соблазним многих нецерковных людей – они станут бездумно подходить к Чаше, как сейчас просто ставят свечки.
По-моему, лучше написать так: «Миряне, которые часто исповедуются и причащаются, могут в отдельных случаях (особенно на Страстной и Светлой седмице и в Святые дни от праздника Рождества до праздника Крещения Господня) приступать ко Святому Причащению без предварительной исповеди, но с благословения своего духовника».
Нормой должна быть исповедь, но когда человек освоился в правилах, воцерковился, причащается часто, ему не обязательно исповедоваться перед каждым причастием. А если после всех обсуждений Собор примет решение, что исповедоваться обязательно, мне нечего будет ответить людям, которые неделю назад исповедовались и теперь растеряны, не знают, о чем говорить на исповеди. Я человек законопослушный, подчинюсь решению Собора, но уже предвижу, что у меня станет меньше времени на общение с теми, кто действительно нуждается в подробной исповеди, пастырском совете, утешении. Потому что сейчас, допустим, постоянные прихожане, которых я хорошо знаю, часто после всенощной просто подходят ко мне и просят: «Батюшка, благословите завтра причаститься». В случае принятия решения об обязательной исповеди перед причастием им придется выстаивать очередь на исповедь, чтобы получить то же самое благословение. Не думаю, что это полезно.