Главная Новости

Протоиерей Максим Козлов предложил несколько форм присутствия Церкви в ВУЗах

В Самарском государственном университете состоялся круглый стол, на котором обсуждались состояние и перспективы сотрудничества Церкви и высшей школы

В Самарском государственном университете состоялся круглый стол, на котором обсуждались состояние и перспективы сотрудничества Церкви и высшей школы, сообщает patriarchia.ru.

В мероприятии приняли участие ректор Самарского государственного университета Игорь Носков; архиепископ Самарский и Сызранский Сергий; заместитель предсе дателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель храма в честь святой мученицы Татианы при Московском государственном университете протоиерей Максим Козлов; ректоры, преподаватели и учащиеся самарских вузов и делегаты молодежного слета из других городов Поволжья.

В своем выступлении протоиерей Максим Козлов констатировал, что в русской истории взаимоотношения Церкви с высшей школой складывались неоднозначно. С одной стороны, можно вспомнить, в частности, профессора С.А. Соболевского, который преподавал и в Московском государственном университете, и в Московской духовной академии. Кроме того, при вузах существовали домовые храмы, а в университетах преподавались обязательные для всех курсы богословия.

«При этом место профессора богословия и место домового храма в дореволюционном университете было, скажем честно, очень ограничено. На праздник в храме мог быть один профессор, один священник и один студент. Профессора были выдающиеся, но значимого влияния на студентов не оказывали», — сказал протоиерей Максим Козлов. Основная причина столь плачевного положения, по мнению священника, ― принудительность присутствия Церкви в высшей школе в то время. Например, для допуска к сессии студент должен был представить справку об участии в Таинстве исповеди, причем эти справки порой покупались, а порой неверующий студент изображал участие в Таинстве, профанируя его.

Протоиерей Максим Козлов выделил несколько возможностей развития присутствия Церкви в вузах в наши дни. Первая из них ― это «развитие тех специализаций на существующих гуманитарных факультетах, которые в силу идеологического давления были изъяты из учебного курса». В МГУ усилиями декана исторического факультета С.П. Карпова возрождена кафедра церковной истории. «Это значимый и позитивный пример, который в каком-то смысле должен стать парадигматическим», — сказал отец Максим.

Иными примерами могут послужить кафедры византинистики на филологических факультетах, специализация по церковно-государственным отношениям и церковному праву на юридических факультетах, где возможно открытие соответствующих кафедр. Священник с удовлетворением отметил, что и в духовных школах возрождено и расширяется преподавание общегуманитарных дисциплин, недоступных для студентов в советское время.

Другая форма присутствия религии в вузах — теологические факультеты ― традиционна для европейской высшей школы, и появление этих факультетов вполне закономерно, если речь идет о встраивании в общеевропейское научное пространство. Однако, как подчеркнул настоятель домового храма МГУ, тщательной юридической фиксации требует статус преподавателей этих факультетов. Они должны удовлетворять требованиям и высшей школы, и конфессии, вероучение и историю которой они излагают. По словам отца Максима, двойное лицензирование теологических факультетов необходимо для того, чтобы они не стали «рассадниками эзотерических и сектантских учений». Пока получается так, что изучать теологию идут те, кто больше никуда не поступил, потому что проходной балл низкий — «это не нужно ни вузу, ни государству, ни Церкви», с сожалением отметил священник.

Также развивается иная форма сотрудничества в общегосударственных масштабах ― совместные научные проекты, например, «Православная энциклопедия», где реально осуществляется сотрудничество ведущих представителей духовных школ, российских и зарубежных вузов.

В России возрождается еще одна форма взаимодействия Церкви и вузов — институт домовых храмов, но пока их недостаточно — около семидесяти, сообщил священник. По его словам, существует зазор между законом о свободе совести и законом о высших учебных заведениях, постулирующем светский характер образования. В результате разрешение на открытие домового храма при вузе оставляется на личное усмотрение администрации. Необходим церковно-государственный документ, трактующий закон об образовании и разъясняющий статус домовых храмов при вузах.

Одной из проблем высшего духовного образования является непризнание государственного статуса высшего духовного образования и дипломов семинарий и академий. Дипломы семинарий и академий сегодня ― внутренние документы Церкви, которые не дают выпускникам права стать преподавателями школ и вузов, если у них нет других дипломов о высшем светском образовании. «Нужна верификация хотя бы части дипломов и степеней каким-то соответствующим совместным церковно-вузовским органом», — подчеркнул отец Максим.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.