В последнее время в интернете и в СМИ интерес к Православной Церкви возрастает, но  в основном дискуссии и публикации носят негативный характер. Это дает основание некоторым журналистам и экспертам провозглашать эру «нового антиклерикализма». Насколько этот термин подходит к описанию текущей церковно-общественной ситуации? Каковы проявления антиклерикализма? Может ли кризис оказать благотворное влияние на развитие церковного сообщества? Мнение протоиерея Сергия Правдолюбова. 

Протоиерей Сергий Правдолюбов. Фото Юлии Маковейчук

Протоиерей Сергий Правдолюбов. Фото Юлии Маковейчук

Я бы не сказал, что увеличивается антиклерикальное настроение. Люди, недовольные реакциями нашей Церкви, начали цитировать Евангелия и Послания Апостола Павла, и это меня отчасти радует. Это значит, что даже недовольные Церковью понимают, что авторитет Священного Писания очень велик.

В нашей стране отношение к Церкви колеблется от хорошего к плохому. За мою жизнь так было несколько раз. Когда началась перестройка, я вспомнил свои ученические годы, когда я шел по Сергиеву-Посаду, а мальчишки кричали: «Поп, поп, поп пошел!», — это было при Хрущеве. Потом эта волна прошла, стали нормально относиться, сейчас волна поднялась опять.

Со своей стороны, наблюдаю здесь диалектику. Вообще-то Церкви не полезно, чтобы все к ней хорошо относились. Церковь должна быть в меру гонима – это наилучшие возможности для ее процветания.

Ничего нового в сегодняшних антицерковных настроениях нет, все это давно было. «Поп Иван пьет, следовательно, Бога нет!», — это эпоха НЭПа и война против тогдашней Церкви. Так будет всегда. Но люди умные всегда знали, что наряду с неправильной реакцией бывает и нормальная — недовольные ругают не все подряд и не всегда безосновательно.

Например, в Москве не хотят строить двести храмов – это печальное явление, я тоже скорблю об этом. Люди отвоевывают кусочек зелени, кусочек отдыха для себя и детей, а вот о духовной жажде они не помышляют. Но и это не антиклерикализм, а судорожная защита пространства, к которому они привыкли. Они не понимают, что если детей не воспитать в духовной жизни, будет развал и крах семьи.

Когда я был студентом, я мог проспать литургию, когда я женился и у меня появились маленькие дети – я без проблем просыпался, потому что знал: детей без Церкви не воспитать. Будет наркомания, пьянство и все прочее. Современные молодые папы и мамы, которые не дают строить храмы в непосредственной близости от дома, этого не понимают.

По поводу школы и говорить нечего. Вспомним, как в церкви отец Сергий Булгаков преподавал Закон Божий: школьник, будущий митрополит Антоний Сурожский, приходил в неистовство и полностью отрицал, хотел ему вслух сказать, но удержался от неприличного поступка, пришел домой, взял Евангелие, специально, чтобы прочесть и опровергнуть отца Сергия Булгакова.

Можете себе представить, какой уровень преподавания был у такого глубокого человека и, пусть и не безошибочного, но богослова? И тем не менее у другого глубокого человека это вызвало протест. А у нас что, митрополиты Антонии Сурожские учатся и Булгаковы учат вокруг? Это очень опасная проблема и никакой «клерикализацией» ее не решить.

Сейчас Церковь постоянно оказывается обсуждаемой в связи со скандалами. Для нее это не страшно. Церковь все это давно претерпевала, выносила, терпела. Я не говорю о 30-х годах — даже хрущевское время и брежневское время…

Мой отец был инвалид войны, у него снайперской пулей была перебита левая рука, у него была медаль «За победу над Германией», но никто никогда ему не разрешил пользоваться ни одной льготой в государстве только потому, что он был священник. И отец не горевал: «Не дают, не надо».

Однажды госслужащая пришла к нам требовать налог, и мама ей сказала: «Что вы с нами так разговариваете? Мы же не преступники?» — на что та ответила: «Вы хуже преступников!» К этому надо было привыкнуть давным-давно, а моя мама, дочка священномученика, очень сильно переживала.

Ну и что? Церковь выжила? Выжила. Она уменьшилась, она потерпела какое-то поражение и стала ненужной? Наоборот. Если говорить более глобально: чем труднее в Византийском государстве было в политическом и военном положение, когда был кризис в стране, – тем Церковь больше расцветала, а когда процветали комфорт, благополучие и все удобства – Церковь хирела.

Как говорил один профессор: «Византия погибала тысячу лет подряд. У нее каждое десятилетие был кризис-кризис-кризис, потом наконец погибла». Так что для Церкви нормально, когда ее давят.

И на уровне государства все совершенно естественно. Если в стране нет государственной и национальной идеологии, то какой можно предъявлять счет? Что можно спросить с людей, которым не на чем воспитываться, которые растут, как растения, которые ничем не вдохновлены? Суворов обращался к своим солдатам : «Чудо-богатыри, вперед!». Кто нас сейчас вдохновляет?

Недавно комбат закрыл своим телом и спас ценой своей жизни нескольких солдат. Почему все молчат?! Ведь это подлинно христианский поступок. Если он сам не верующий, то его папа, мама, и дедушка, и бабушка были так воспитаны, что передали своему внуку эту искру самопожертвования.

Без самопожертвования не будет существовать страна. Оно у нас есть — так это надо поддержать, сказать вслух: «Ребята, вы понимаете, это подвиг! Он жизнь свою отдал по слову Господа Иисуса Христа!».

Полное молчание и равнодушие, я не могу этого объяснить. Самопожертвование – это чисто христианская идея. Церковь молчит, воды в рот набрала… Не надо кричать, что это наш христианский подвиг. Подчеркните, что любой подвиг, в основе своей – христианский, это учение Христа. Не надо наставлять, что нужно жизнь свою положить за людей – будет обратная реакция. Надо указывать на пример: «Вот! Замечательно, что в наши дни есть комбаты, которые могут так сделать, не раздумывая и доли секунды, это образец!».

В 1990-е годы и 2000-е годы я лично ощущал какой-то подлинный расцвет церковной жизни. Как ни странно, строились и открывались храмы, Храм Христа Спасителя был построен не столько для Бога, сколько для личных целей, как мне кажется, но он обратился именно на пользу Церкви. Прославление многих новых мучеников, святых – это была какая-то духовная весна, хотелось жить, трудиться, молиться.

Сейчас же полное торможение во всем! Церковная администрация, которой сейчас значительно больше чем раньше, должна была бы, как задумывалось, ускорить движение вещей, а на деле его замедляет. Это печально. Не мне этим заниматься, этим занимаются другие, но я вижу, что все очень медленно двигается. Подъема в церковной жизни я не наблюдаю, дай Бог, надеемся, что он будет.

Если вернуться к антицерковным настроениям, то ответ на них со стороны людей Церкви должен быть исключительно по Евангелию! Ведь в этих настроениях даже не советская власть виновата, это древнее дело. Даже от самого Господа Иисуса Христа отходили ученики, говоря: «Мы не можем это слушать».

Никакой особой перемены обстановки не вижу и не наблюдаю — эти озлобление и суета пройдут, это все временное. Все пройдет, если мы будем твердо и крепко, каждый на своем месте выполнять свой долг и делать то, что нам положено.

Мой дядя (ему сейчас 81 год), когда я рукополагался в священники, сказал мне очень хорошее напутствие: «Знаешь, сейчас такое время, когда от священника не требуется ничего чрезвычайного, особенных дарований и служений. Ты только выполняй свои обязанности, и этого будет достаточно».

Через тридцать лет я могу эти слова повторить. Не надо волноваться. Все обыденно просто: трудись, выполняй свои обязанности, не обижайся и не жди чего-то необыкновенного – и все будет хорошо.

Читайте также:

Опасны ли антиклерикальные настроения? — опрос

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.