В Москве полиция помешала проведению «пастного хода». Так назвали свою акцию последователи пастафарианства. Адепты этой пародийной религии утверждают, что мир создан летающим макаронным монстром.
Восемь участников шествия были задержаны на Страстном бульваре 17 августа. Они несли в руках пачки макарон, на головах у некоторых были надеты алюминиевые дуршлаги. Один из задержанных, сообщили в полиции, выкрикивал лозунг: «Монстр макаронный!». Шествие пыталась остановить группа людей, назвавших себя «православными активистами». Они облили кетчупом участников «пастного хода».
Аналогичное шествие прошло на днях в Петербурге, а в Воронеже «пастафарианцы» заявили о намерении официально зарегистрировать отделения церкви макаронного монстра. В Москве за задержанных участников шествия вступилась правозащитная организация Amnesty International. СМИ сообщают о появлении последователей пародийной религии в Перми, Рязани, Ярославле и ряде других городов страны.
О том, как относиться к пастафарианству, порталу «Правмир» рассказал протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.
— Отец Всеволод, с чем связано, на ваш взгляд, распространение пародийного культа в России?
— Так происходит часто: старые западные шуточки через десять лет актуализируются у нас. Про культ макаронного монстра мне рассказывали еще в середине прошлого десятилетия (Прим. Авт. – Пастафарианство создал в 2005 году американец Бобби Хендерсон. Так он выразил протест против введения в школьную программу курса «Разумного замысла»). Сейчас культ пришел и в Россию, но ничего страшного и опасного в этом я не вижу. Эта пародия не первая и не последняя. Более того, с одним из лидеров российских пастафариан я даже состою в переписке. Мы приглашали его к нам на радиопрограмму, говорили довольно спокойно — о вере и неверии.
— Кто чаще всего увлекается пастафарианством в России?
— Списков у меня нет. Но, насколько я знаю, чаще всего это люди среднего возраста. К сожалению, многие из них, выступают также и против строительства в Москве новых храмов. И по этому вопросу мы, конечно, будем дискутировать гораздо более серьезно, чем по вопросу о макаронном монстре. На окраинах города, мы знаем, храмов гораздо меньше, чем школ, поликлиник и детских садов, а нужны они людям в той же мере. Православные христиане не должны молчать! Нужно активно отстаивать право братьев и сестер молиться в просторных храмах, а не в переполненных до отказа.
— Поклонники макаронного монстра пытаются присвоить себе аббревиатуру РПЦ МП (Прим авт. – Последователи макаронного монстра называют себя Русская Пастафарианская Церковь Макаронного Пастриархата). Что вы думаете об этом?
— Я соглашусь, если эту аббревиатуру начнут больше применять к ним, чем к нам. Сама Церковь воспринимает сокращение РПЦ МП негативно. Во-первых, потому, что Русская Православная Церковь и Московский Патриархат – это два взаимозаменяемых названия. Это все равно, что говорить Россия Российской Федерации. А во-вторых, еще почивший патриарх Алексий II призывал избегать употребления аббревиатуры РПЦ. Она досталась нам в наследство от советского атеизма. Лучше будет сказать не «РПЦ», а просто «Церковь».
— Насколько адекватны, на ваш взгляд, ответные действия православных активистов? Они облили пастафариан кетчупом в центре столицы.
— На шутку надо отвечать шуткой. Но, разумеется, делать это нужно в рамках закона.