Протоиерей Всеволод Чаплин: Опасность единой электронной карты не в символике и не в числах, а в принуждении
В рамках совместного проекта телеканала «Союз» и портала «Правмир» выступил протоиерей Всеволод Чаплин, глава Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.
Темой выступления было отношение православного христианина и Церкви к проекту введения в России единой электронной карты, в которой должны быть сосредоточены все жизненно важные для человека данные.
О. Всеволод обрисовал ряд возможных опасностей подобного проекта с точки зрения верующих людей:
— Настоящая опасность будет не в символике, которая, возможно, будет присутствовать в карте – мы знаем, что карта еще не разработана.
Настоящая опасность заключается не в числах, которые могут появляться на карте или в компьютерных программах, которые будут карту обслуживать.
Настоящая опасность в том, что может возникнуть единая консолидированная база данных, в которой будут содержаться все сведения о жизни человека, включая его успехи и неудачи в учебе, в школе, в ВУЗе, в работе, в течение всей трудовой деятельности, в этой же базе данных могут быть сведения об обращении человека ко врачу, о его диагнозах, о перемещениях человека по городу, стране или миру, о том, какие покупки он делает, какие книги берет в библиотеке, сколько у него доходов, сколько расходов.
Мы знаем, как легко база данных, хранящая чувствительную информацию о людях, сегодня становится доступна злоумышленникам, становится объектом купли-продажи на диких рынках, на улицах и площадях, — сказал протоиерей.
Он напомнил о том, что подобные проекты зачастую становятся удобным способом влияния на мировоззренческие установки человека. Примером тому может служить наше недавнее прошлое — практика тотального контроля в СССР.
— Мы помним, как боялись люди в Советском Союзе даже неосторожным словом показать нелояльность по отношению к советской системе, к той идеологии, ложной идеологии, на которой эта система строилась.
Люди знали, что рядом могут находиться доносчики. Люди вели себя очень осторожно, они знали, что и случайный прохожий мог рассказать об услышанной критической фразе своим знакомым, те еще более широкому кругу знакомых, и так человек мог оказаться очень легко перед опасностью быть лишенным каких-либо перспектив относительно занятия достойного места в обществе, а то и перед опасностью быть посаженным в тюрьму или расстрелянным.
По мнению о. Всеволода, в наше время мы имеем относительную свободу. Однако все может измениться, когда о человеке будут знать все, и человек будет знать, что о нем знают все.
— Такое психологическое давление со стороны национальных или мировых центров власти окажется гораздо более серьезным. Если в обмен на подтверждение лояльности у человека будут требовать верности той или иной идеологии, человек, в большинстве случаев, подчинится, особенно тогда, когда будет действительно знать, что о нем знают все.
Сегодня возникают попытки ввести в корпус права или в корпус обязательных политических постулатов идеи, зеркально противоположенные христианству, идеи, не совместимые с христианской верой и христианским образом жизни. Возможно, такой закон вскоре потребует христиан отказаться от утверждения истинности их веры.
Христианин не сможет этому закону подчинится, не сможет с ним согласится, но в условиях, когда над человеком будет установлен полный электронный контроль, и когда психологическое давление этого контроля будет всеобщим, человеку будет очень пойти на этот шаг, пойти на исповедничество, на несогласие с идеологиями, которые радикально противостоят христианству, — сказал протоиерей.
Поскольку, по мнению о. Всеволода, очень немногие имеют в себе достаточно сил для исповедничества, то очень важно сохранить свободу убеждений, гарантированную законом.
— Сегодня верующие люди требуют одного: чтобы принятие карты и занесение о человеке в единую электронную базу данных было добровольным. В идеале, конечно, лучше было бы, чтобы такой единой базы данных не было, в идеале было бы правильным, чтобы информация о человеке не находилась в одном месте, и не была бы доступна одним нажатием клавиши. … Речь идет, прежде всего, о том, чтобы принятие карт было добровольным, а также о том, чтобы люди, которые не приняли эту карту, имели бы твердые гарантии в получении медицинской помощи, в получении пенсии и иных социальных благ.
О. Всеволод рассказал о контактах с властными органами на эту тему, которые в последнее время у него состоялись. Помимо бесед с председателем Мосгордумы Платоновым протоиерей направил письмо министру здравоохранения и социального развития России Т. Голиковой.
В нем, в частности, говорится, что предоставление социальных услуг только лицам, обладающим единой картой «Это вступает в противоречие с законом об организации и представлении о государственных и муниципальных услуг, которые предоставляют возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а так же в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя»
В письме также предлагается развернуть диалог между министерством и Русской Православной Церковью по этому вопросу.
— Будем надеяться, что власти внимательно отнесутся к озабоченности и боли православных верующих, которые по тем или иным причинам не хотят принимать электронную карту и участвовать в новой системе хранения информации. Будем надеяться, что эти люди, которые не настроены антигосударственно, которые являются настоящими патриотами России, не окажутся гражданами второго сорта и будут полноценно участвовать в жизни страны, пользуясь всеми теми благами, которые они, вместе со всем нашим народом, сами для себя заработали, — подвел итог беседе протоиерей.
Полностью выступление о. Всеволода Чаплина смотрите:
Чем опасна персональная электронная карта? (+ ВИДЕО)
Читайте также:
Использование универсальной электронной карты не противоречит Писанию
Протоиерей Всеволод Чаплин об электронной идентификации и межэтнических конфликтах
Станем ли мы «безындами», или Снова об электронных карточках