ПРАВМИР продолжает обсуждение «Доктрины-77» Ивана Охлобыстина. Своим мнением делится протоиерей Всеволод Чаплин.
Прежде всего, отцу Иоанну нужно все-таки сделать выбор между президентскими амбициями и священнослужением. Все церковные решения по этому поводу приняты, новых не требуется. Занимать какую-либо позицию во власти священнослужитель не может.
Исключения возможны только для законодательных и представительных органов, в случае, когда иноконфессиональные и раскольнические силы могут использовать такие органы борьбы с Православной Церковью.
Впрочем, любой человек может высказывать те или иные мысли. Я, кстати, не очень понимаю, зачем это делать обязательно в контексте политической карьеры.
Текст «Доктрины» — яркий, в нем говорится много важных вещей. С некоторыми я согласен, с некоторыми — нет. Много в этом тексте, на мой взгляд, случайных слов. Но много и такого, что сегодня нужно в очередной раз сказать нашему народу.
Нам не хватает горящего и светящего христианства, подлинно евангельского, воинствующего в лучшем смысле этого слова. Следует перестать уходить от ключевых вопросов жизни страны: вопросов места в России русского народа, нашей самостоятельности в мире, готовности предложить этому миру свой проект общественного и экономического обустройства, решимости бороться за этот проект.
Дискуссии на эти темы очень полезны, и участвовать в них могут самые разные люди, включая отца Иоанна.
— А как Вы относитесь к тому, что в «доктрине» говорится о том, что самоидентификация нации невозможна без монархии?
— Возможна. Но не случайно в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что Церковь не исключает того, что общество рано или поздно станет духовно зрелым и сможет принять православную монархию. Такой религиозно мотивированный способ правления православными христианами считался и считается предпочтительным по отношению к религиозно немотивированным государственным системам.
Православие нельзя отделить от вопросов общественного устройства. Тот, кто сводит его к частной жизни и личной духовности — уходит от настоящей православной традиции, да и от новозаветного послания.
— Многих смущает вольная трактовка Евангельских заповедей.
— Вот с этим я не могу не согласиться. Однажды отец Иоанн сказал примерно следующее: «Все заповеди исполнить нельзя, значит, нужно исполнять их частично». Евангелие говорит совсем иначе: речь идет о достижении бескомпромиссного нравственного идеала. Перечитайте Нагорную проповедь! Это обязательное требование Господа Иисуса Христа ко всем Его последователям. Неисполнение этого требования лишает человека Царства Божия. Поэтому максимализм, который проявляет отец Иоанн в общественных вопросах, должен проявляться и в интерпретации заповедей Христа.
Беседовала Оксана Головко.
Читайте также:
Отец Иоанн Охлобыстин – киник-империалист?
Доктрина-77: Предупреждение современного юродивого
Доктрина-77: кто кого рекламирует?
Протоиерей Алексий Уминский: Все идеи Доктрины-77 доведены до полного абсурда
Константин Ковалев-Случевский: Сказ про Ивана из Билайна