Продолжаем обсуждение проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению», предложенного к дискуссии Межсоборным присутствием. Своими размышлениями делится настоятель Серафимовского храма в г. Си-Клифф (шт. Нью-Йорк, США), секретарь Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви протоиерей Серафим Ган.
Я очень рад, что этот документ был выпущен и что он обсуждается — это очень своевременный документ. Могу поделиться опытом Зарубежной Церкви.
У нас были священники, которые закончили дореволюционные духовные академии: Казанскую, Киевскую, Московскую, Питерскую. Я вспоминаю священника своего детства митрофорного протоиерея Григория Кравчину, который служил диаконом в Бресте, а потом в Калифорнии, где я рос. У нас на приходе был старенький кадет, который радовался, когда батюшка разрешал ему причащаться «бесплатно», то есть без исповеди. Как правило, батюшка во время постов, на Святках, на Светлой неделе, в дни больших праздников, следующих друг за другом, разрешал прихожанам, которые постоянно участвуют в литургии, регулярно исповедуются, причащаться без исповеди в течение недели или даже более.
Невольно вспоминаю и подобные обычаи Харбинской епархии, где священником служил мой дедушка — отец Ростислав Ган. В Австралии, где оказалось много харбинцев, не только священники, но и прихожане продолжают жить церковной жизнью «по-харбински».
Относительно частоты причащения. На мой взгляд, наших постоянных прихожан нужно поощрять чаще причащаться. Невольно вспоминается эпизод из жизни святого Симеона Нового Богослова. Как-то в воскресенье он причастился и направился в свою келью. И вот он, сидя и смотря на свои руки, на свое тело, воскликнул: «Как таинственно, как дивно это тело: оно вмещает Самого Бога! Бог стал человеком, чтобы излить в нашу природу Свою красоту, Свою святость, Свое Божество. И теперь, когда я приобщаюсь Ему через Таинство Причастия, эти руки старческие и это тело становятся руками и телом живого Бога, Который стал живым человеком. И эта келья — такая малая и убогая, становится шире Небес, потому что весь Бог пребывает в ней через присутствие причастника».
Я думаю, если человек ищет такой личной встречи с Богом, то никак нельзя его отлучать, но следует поощрять эти искания. А иногда наши требования к мирянам могут явиться препятствием к таковой встрече: мы не можем этого делать, не имеем права. Сам я, священник, человек грешный, причащаюсь каждый раз без исповеди. Конечно, я стараюсь исповедоваться раз в месяц, но, думаю, что этого не достаточно. Если мирянам предлагается исповедоваться каждый раз, то я, тем более, должен так же поступать. И если священник требует от мирян, чтобы они постились несколько дней перед причастием, то и мы точно так же должны готовиться. Иначе как я могу предъявлять требования мирянам, если сам их не выполняю?
Могут возразить, что нельзя причащаться недостойно. А кто может с уверенностью сказать, что он достоин? Однако Церковь, приглашая нас к Чаше, говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Это единственное требование со стороны Церкви, чтобы человек подходил со страхом Божиим и с верой, что Бог присутствует в этом Таинстве. А правила даны нам для руководства, они не имеют догматической обязательности.
Здесь нужен индивидуальный подход к людям. Для некоторых препятствием бывают требования к говению, в частности, регулярное вычитывание молитвенного правила и канонов. Конечно, это идеал, к которому мы должны стремиться. Но надо видеть, с кем ты имеешь дело. Иногда человек не знает, что такое трехканонник или правило ко причащению. Лучше такому дать одну молитву прочитать, прочувствовать и осмыслить. Как наставлял святитель Феофан Вышенский, что лучше несколько молитв прочитать внимательно, чем все правило в рассеянности. Поэтому, на мой взгляд, при составлении документа надо идти вперед — к отцам, обращаясь и опираясь на труды святителей Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, потому что у них много ценных советов в отношении молитвы и подготовки ко Святому причащению.
Мне вспоминается наставление священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского. Он говорил своим священникам: «Вот вы служите, по крайней мере, раз в неделю. Вы с воскресенья до среды благодарите Бога за эту встречу с Ним, храните этого Божественного Гостя в доме души и общайтесь с Ним. А потом — от среды вечера до кануна приступления к Таинству — готовьтесь», то есть в один день читайте канон, потом молитвенное правило. Так человек действительно говеет. Это относится и к священникам. Не каждый может все правило вычитать накануне богослужения: и на приходе занят, и люди ищут общения с батюшкой, и проповедь надо подготовить, и рано утром на проскомидии помянуть паству свою и всех, кто просит молитв. Сам я придерживаюсь такой практики, что разбиваю правило на несколько дней.
Помню, была у меня встреча с епископом Афанасием (Евтичем), который после подписания Акта о каноническом общении в 2007 году специально приехал в Нью-Йорк — поблагодарить митрополита Лавра. Я его отвез в Джорданвилль и по дороге мы беседовали. Коснулись и вопроса о причащении, и владыка сказал, что для подготовки к причащению Церковь дает нам суточный круг богослужений. И этого вполне достаточно, чтобы подготовиться надлежащим образом.
Я думаю, иногда мы, священники, слишком много берем на себя, когда кого-то отлучаем или говорим, что надо подождать. Помню, как в день моего рукоположения в сан священника отец рассказывал, как у дедушки — о. Ростислава — был в Харбине друг — архимандрит, собрат монастыря, который возглавлял мой двоюродный дедушка владыка Ювеналий (Килин). Этот архимандрит отлучил от причастия одного человека, и на следующее утро, когда он мог бы причаститься, тот человек умер. Монах сильно страдал после этого от угрызения совести. Дедушка его, как мог, поддерживал. Однако, из-за сильных переживаний архимандрит запил и вскоре скончался. Дедушка после этого решил никого не отлучать от причастия. Считал, что полезнее будет давать епитимию, чтобы человек поработал над собой с желанием исправиться.
Думаю, нам следует иметь перед собой пример святого Иоанна Предтечи: он готовил людей к пришествию Христа, призывал их к покаянию. Но когда Христос пришел, когда Он начал свое общественное служение, он отошел в тень. Так и мы, когда видим, что Христос действует в жизни человека, должны отходить в тень и давать Богу место действовать, потому что не мы, а Бог спасает людей.
Относительно исповеди в пост, праздничные и Святые дни. В Слове Огласительном на Пасху свят. Иоанн Златоуст призывает всех насладиться богатством веры и пиром благости Господа. И там же он говорит: Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. То есть на Светлой Неделе исповедь уже неуместна. Я помню, как старые священники Зарубежной Церкви с амвона говорили: «Вам Церковь дала 40 дней покаяния, а на Страстной неделе надо созерцать Страсти Господа нашего, а Воскресение Христово и Светлая неделя — это уже сплошное ликование, когда надо наслаждаться тем, что Господь для нас совершил».
Когда я служил в Австралии, на моем приходе было более 300 семей, и у нас был такой порядок: Великим постом церковники, то есть постоянные прихожане, приходили каяться на 6-й неделе. Я их исповедовал и разрешал причащаться до конца Светлой седмицы, чтобы на Страстной неделе исповедовать всех тех, кто редко бывает в Церкви, и больше уделить им внимания, приобщить Святых Христовых Таин и предложить им причаститься в Великую субботу и на Пасху. Также и перед Рождеством мы совершали вечернее богослужение, все постоянные прихожане исповедовались, а потом приобщались в течение Святок.
Вспоминается рассказ — дело было в России до революции — как однажды на Пасху мальчик вошел в храм рано утром, посмотрел по сторонам и говорит: «Храм пустой. Христос один». Вот и мне кажется, что нельзя оставлять Христа одиноким.
Все мы грешим, падаем, ошибаемся, но мы являемся чадами Божиим, являемся Его посланниками в этот мир. И где темно, мы должны быть светом, где веры нет, мы должны приносить уверенность, где надежды нет, мы должны быть непобедимой надеждой, а где радости никакой нет, мы должны радоваться, чтобы другие научились радоваться. Для того, чтобы взять на себя такой подвиг, мы должны постоянно приобщаться Богу. Многие из священников говорят, что не могут жить без причастия: неделя проходит без причастия — и уже тяжело. А как наши миряне справляются в тяжелых жизненных условиях без причащения? Поэтому нам надо поощрать верующих как можно чаще участвовать в литургии и приступать к этому Таинству. Но подходить, конечно, со страхом Божиим, благоговейно, с желанием встретиться с Богом и соединиться с Ним. Если это присутствует, тогда можно считать, что человек достойно причастился.
Подготовила Татьяна Веселкина.