– Как Церкви реагировать на попытки сделать изображения, похожие на иконы Сталина?
– Церковь уже отреагировала на последние действия А. Проханова, так же как и раньше она отвечала на ряд подобных случаев, связанных с попытками написать псевдоиконы Сталина, а также Ленина, Гитлера и подобных исторических персонажей.
Так Саратовская митрополия назвала действия А. Проханова «откровенной провокацией». Его попытки организовать «религиозное почитание» «псевдоиконы с изображением И.В. Сталина» вызывают «сожаление и возмущение».
Также напоминается, что священноначалие Русской Православной Церкви «неоднократно подчеркивало», что «канонизация гонителя Церкви и организатора кровавых массовых репрессий невозможна» и «сама эта идея абсурдна».
Причины попыток «реабилитации сталинизма, предпринимаемые А.А. Прохановым», священноначалие видит в «грубом искажении религиозных и патриотических чувств».
В свою очередь, Белгородская митрополия прокомментировала попытку совершить действия, напоминающие богослужения перед «так называемой иконой с изображением И.В. Сталина», как не имеющую никакого отношения к Церкви.
Картину, написанную по заказу Изборского клуба художниками из города Рыбинска, митрополия назвала манифестом так называемой «гражданской религии», которая «противостоит богооткровенной религии и Православной Церкви». В митрополии напомнили, что хотя картина Сталина написана в «иконописном стиле», но «иконой считаться не может», так как никто из изображенных на ней персонажей не причислен Русской Православной Церковью к лику святых, а во-вторых, некоторые из изображенных на данной картине были «откровенными гонителями Церкви».
Позиция Церкви по данному вопросу выражена вполне ясно, и этого достаточно, чтобы каждому верующему человеку дать ответ на подобные попытки коммунистических деятелей дискредитировать Русскую Православную Церковь.
Со своей стороны могу только добавить, что акция Проханова имеет политический характер, и, похоже, к сожалению, рассчитана на скандал. Эти действия направлены на то, чтобы в церковные формы вложить антицерковное содержание и таким образом дискредитировать Церковь, заставить верующих людей, особенно молодежь, отвернуться от Церкви.
Можно ли изображать на иконе Сталина с точки зрения Церкви?
– Как специалист по искусствоведению и иконописи, скажите: понятия «икона» и «Сталин» совместимы? Можно ли изображать на иконе Сталина с точки зрения Церкви?
– Когда я был молодой, у меня был знакомый партийный деятель, который в те далекие годы говорил, что «Церковь когда-нибудь канонизует Ленина». Я-то думал, что это неудачная шутка, а теперь, оказывается, кто-то серьезно обсуждает, может ли Сталин быть на иконе? Говорят, что кто-то пишет даже лжеиконы Гитлера и Ленина, похожими на Христа, лжеиконы Сталина с картинками, похожими на житийные клейма.
Мне трудно найти слова, чтобы описать это нечестие. Это все – очень большое и совершенно ясное кощунство! Вообще, что касается Проханова, то, судя по его разным заявлениям, он, видимо, признает некую незримую силу и интересуется мистикой, которую и пытается как-то использовать, но к христианству мистика Проханова не имеет никакого отношения.
Вопрос об изображении на иконах не-святых на Руси возник еще в XVI-м веке. Стоглавый собор определил, что они могут быть изображаемы, но только в тех, конечно, случаях, когда они являются благочестивыми людьми и только в пояснительном контексте. Иногда, например, изображают ктиторов и донаторов – лиц, помогающих монастырям и храмам.
Что касается Сталина, Ленина и прочих деятелей атеистической революции в России, то они, как лица, предельно ясно заявившие свою богоборческую позицию, могут быть помещены в произведениях церковной живописи только в ряду тяжких грешников.
Такие изображения всегда существовали. Например, на иконе Страшного суда нарисован даже дьявол, держащий в когтях Иуду Искариота. На иконе святых Новомучеников и исповедников Российских, изображены палачи, убивающие христиан.
Слово обретает силу тогда, когда оно наполнено духовным содержанием
– Что делать, чтобы подобные провокации не достигали своих целей?
– Нужно больше уделять внимание истории гонений на Церковь, заниматься просветительской деятельностью на уровне школьного образования, а также среди молодежи и людей среднего возраста, чтобы они знали подлинную историю России ХХ века. Для этого надо очень много работать. При этом, поскольку в государственной власти сегодня еще остались люди, которые занимают весьма промежуточную позицию в отношении атеизма, коммунизма и вообще прошлого и будущего нашего отечества, то нужно стараться преодолеть барьер, который искусственно воздвигается пред современной молодежью на пути изучения истории России ХХ века.
Многое в истории скрывается. Например, до сих пор не опубликована карта концлагерей ГУЛАГа, в которых советский режим погубил миллионы жизней. Так и не раскрыты общие цифры жертв атеистических гонений на Церковь, жертв политических репрессий, а вообще погибших во время фактического геноцида русского народа на протяжении почти всего ХХ-го века. Хотя все же иногда и говорят о «миллионах жертв», а сколько конкретно миллионов — не уточняют. Изучением состава и числа жертв занимаются ученые, но почему в России снова закрыты архивы? Очень многое скрывается.
Это происходит, потому что современная власть боится компрометации, боится, что усилятся нападки на Россию. Но это заблуждение. Пример Германии показывает, что она была принята мировым сообществом только после того, как признала и отвергла преступления фашистов. Так поступить должны и мы, не стесняясь признать свои немалые, а иногда колоссальные ошибки.
В конечном итоге, такая честная и откровенная позиция даст наиболее позитивный результат, потому что русский народ уже не захочет, чтобы это все снова повторилось с нашей Родиной. А попытки сокрытия правды, подкрасить историю, даст только отрицательный результат, потому что приучают людей верить лжи. Со временем, конечно. Сейчас это кажется дипломатической удачей, но в будущем мы пострадаем, если не покаемся, потому что правда всегда будет напоминать о себе.
– Вы говорите, что перед молодежью ставят барьеры на пути изучения истории. Но если она будет заинтересована в том, чтобы знать правду, она преодолеет все барьеры. Что сделать, чтобы она больше интересовалась историей России, чем компьютерами и дискотеками?
– Молодежь всегда будет интересоваться компьютерами и дискотеками. Но очень трудно научить людей, чтобы они правильно ставили приоритеты – что важнее, а что менее важно. Для этого нужна активная общественность, которая могла бы правильно воспитать молодежь, научить ее, что нужно говорить правду. Но это очень сложно. А активной и разумной общественности у нас – прошу прощения – почти нет.
И вновь скажу: нам всем надо стараться, чтобы наша вера стала более глубокой. Все знают: надо больше молиться, исповедоваться и каяться, причащаться Святых Христовых Тайн. Но для этого нужно Богу приносить особую жертву – жертву временем. А это очень трудно: ведь нам всего более хочется использовать время для самих себя. Но только тогда слово может наполниться духовным содержанием и обрести силу, когда мы тратим ради Господа свое драгоценное время. А пока мы, как «безводные облака» – «имеем вид благочестия, а силы Его отреклись» (Тим. 3:5), то нас никто не слушает.
– Должна ли Церковь отлучить художников, нарисовавших псевдоикону Сталина?
– Это вопрос не ко мне, а к Церковному суду.
Читайте также:
- Протоиерей Серафим Ган: Почитать нужно мучеников, а не их палачей
- Историк Владимир Лавров: Происходит рецидив красного обновленчества (+Видео)
- Сталин и Церковь. Еще одна журналистская кампания
- Хорошую религию придумали изборцы