Получившийся разговор – очень важный взгляд свидетеля на многие старые и новые вопросы. Армения – страна с многовековой историей христианства, однако правда ли, что принципиальных различий между доктриной РПЦ и ААЦ нет? Как решал для себя сложные проблемы догматики студент ереванского мехмата в 1990-х? Почему национальность и вера для армян часто – одно, и каких привилегий не имеет РПЦ в стране, где она не считается традиционной церковью? Каковы подлинные истоки протестов на проспекте Баграмяна и каких законов стоит реально опасаться. Рассказывает протоиерей Арсений Григорянц.
Когда математикам «разрешили веру»
В начале 90-х мы – молодые студенты математического факультета Ереванского государственного университета – начали интересоваться духовной жизнью. Вначале это было в рамках общего подъема интереса ко всему духовному без разбора, так как в стране снова «разрешили веру». Но потом, после определенного поиска «в стране далече» — где-то в дебрях теософии, индуизма, буддизма и прочее, — мы пришли в Армянскую церковь, крестились, начали читать духовную литературу и ходить на службы.
Поскольку все мы были русскоязычными, читали, в основном, литературу на русском языке. Конечно, нас сразу же стал интересовать вопрос о разделении между Армянской церковью и семьей Православных церквей, и мы начали читать книги армянских историков опять же в русском переводе.
Одной из таких книг была «История страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци, армянского историка VII века. Он был ревностным сторонником армянской веры и выбора Армянской церкви и описывал как раз период напряжения в спорах, приведших к разделению.
Мовсес Каланкатуаци описывает спор греков с армянами по поводу неполных девяти чинов иерархии у армян. Смысл аргумента греков в том, что церковная иерархия подобно ангельской должна состоять из девяти чинов, а святой Григорий Просветитель был рукоположен в Кесарии только в архиепископа, следовательно Армянская церковь, не имея иерархической полноты, является частью Вселенской церкви и должна подчиняться одному из Патриархов.
Удивительно, что автор, будучи сторонником армянской позиции, признает поражение армян в этом споре, но делает парадоксальный с логической точки зрения вывод: раз мы не смогли ответить грекам, значит нужно самочинно восполнить иерархию, чтобы лишить греков этого аргумента. Это и произошло в истории.
Честно говоря, я был удивлен вышеприведенным рассуждением: с одной стороны — признание неправоты, и тут же – автор оправдывает искусственный способ её устранения. Мне казалось очевидным, что в Церкви ничего не может делаться самочинно.
И логические противоречия в рассуждения сторонника армянской церкви для меня, как математика, были более весомым аргументом, чем сложные хитросплетения терминов в учении о двух природах Христа, которое было мне малопонятно.
Это наблюдение подвигло меня к дальнейшему изучению вопроса. Как я относился тогда к догматическим различиям? Да так, как относятся сегодня многие люди: «Принципиальной разницы нет. Малопонятные философские нюансы не должны мешать братскому единству в любви Христовой».
Но еще один случай заставил меня серьезно задуматься, правильно ли я рассуждаю. Читая житие преподобного Саввы Освященного из декабрьской минеи Дмитрия Ростовского, я был поражен следующим фактом: когда под давлением императора была предпринята попытка принудить Патриарха константинопольского к отвержению Халкидона, преподобный Савва собрал тысячи монахов из пустыни и пришел в столицу для защиты веры.
Я был поражен: подвижник, который с младых ногтей не покидал пустыни, посвятив себя служению Богу, из-за вопросов, казавшихся мне малопонятным философским словопрением, не имеющим отношения к глубинам веры, оставил пустыню и с тысячами монахов пришел в столицу.
Тогда я осознал, что хотя и не понимаю сути и глубины вопросов на которые дал ответ Халкидон, но все же эти вопросы исключительно важны для спасения души. Опять простая логика: ради чего подвижник, оставивший мир для спасения души, может снова вернуться в мир? Только ради того, что может этому спасению помешать.
И, наконец, третий текст, заставивший меня сильно задуматься о вреде мысленного заблуждения – это сказание об авве Агафоне:
«Говорили об авве Агафоне: «Пришли к нему некие, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его: «Ты — Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец». «Да, это правда», — отвечал он». Потом пришедшие обвиняли авву ещё во всяких разных грехах, и он всё признавал, но вот обвинению в ереси активно воспротивился.
Он отвечал им: «Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно моей душе, а признание себя еретиком значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от моего Бога».
Я считал, что ересь – упорство в неправомыслии – это один из грехов, но не из ряда вон выходящий. И вот я вижу святого, который принял все, но отказался только от того, что он еретик. Тут пришло осознание, того насколько тяжко упорство в неправомыслии.
Вот, возможно, основные сдвиги в сознании, которые привели меня в православие.
Легко сказать: «Братская любовь во Христе выше всех разногласий». Но духовное братство во Христе подразумевает единомыслие в Истине. Если нет единомыслия, нет ни любви, ни братства. Нет ничего проще, чем сказать: «братья, мы заблуждались, а теперь возвращаемся к общему единству». И все разделения отойдут. Но сегодня разговор пытаются вести в русле: «и вы правы, и мы правы». А это значит, что все остаются при своем мнении, а значит и разделение остается.
Справка: История христианства в Армении в I—IV веках
Христианство на территорию Армении начало проникать очень рано. Существует древнее благочестивое предание о том, что еще во время земной жизни Господа армянский царь по имени Авгарь узнал о чудесах, совершаемых Спасителем в Палестине и направил к Нему приглашение в свою столицу, Эдессу.
Позже Эдессу посетил святой апостол Фаддей. Проповедь его была успешна: ему удалось обратить в Христову веру многих местных жителей, в том числе царевну Сандухт. Но скоро Авгарь умер, а сын Анак и племянник Санатрук покровительствовали язычеству.
В начале IV века (традиционная дата – 301 г.) святой Григорий Просветитель претерпел множество мучений от армянского царя Тирдата. Однако Григорий сначала исцелил царя, наказанного душевным недугом, а потом и обратил ко Христу. После этого он был рукоположен во епископа в Кесарии Каппадокийской, а вернувшись в Армению, начал массовое крещение народа, строительство храмов, открытие школ. Таким образом, Армения является древнейшим из доныне существующих государств, где христианство было утверждено в качестве официальной религии.
В 354 году состоялся первый Собор Армянской Церкви, осудивший арианство и подтвердивший приверженность Православию. С этого момента ее предстоятель носит титул католикос Великой Армении (от греческого katholikos – «всеобщий» епископ). В 366 году Церковь Армении, бывшая до того в канонической зависимости от Кесарийской кафедры, получила автокефалию.
В 387 году Великая Армения была разделена, и вскоре ее западная часть стала провинцией Византии, а восточная часть в 428 году оказалась присоединена к Персии.
Представители Армянской Церкви присутствовали на I (325 г.) и II (381 г.) Вселенских Соборах; также были приняты решения III (431 г.) Вселенского Собора.
(Составлена по публикациям Правмира)
Особенности армянского менталитета: есть «церковь армян», но нет «церкви русских»
В начале 90-х большинство чад Русской Православной Церкви в Армении были славянами. Но в период парада суверенитетов, когда повсеместно начались националистические всплески с недоброжелательным отношением к русским, многие уехали.
Армения всегда была моноэтничной. К примеру, в Грузии и Азербайджане в советский период было около 70-80% представителей титульной нации, то в Армении эта цифра всегда приближалась к 100%. На сегодняшний день наша община, по неофициальным подсчетам, процентов на восемьдесят состоит из этнических армян. Остальная часть – это русские, украинцы, белорусы; есть греки, грузины, езиды, курды. Конечно, большей частью они русскоязычные, но есть много людей с армянским образованием.
Здесь важный момент: для армянской ментальности трудно разделить этническое и религиозное по одной простой причине — в Армении почти 100% армян и более 90% из них являются чадами Армянской церкви. Поэтому формула «один народ – одна вера – одно государство» находится в центре армянского сознания. Хорошей иллюстрацией этого является Отдел по вопросам национальных меньшинств и религии при правительстве Армении: религиозными и национальными вопросами занимается один отдел!
В семье Православных Церквей и, в частности, в Русской Православной Церкви ситуация кардинально иная. Так, на канонической территории РПЦ проживает около двухсот народов и народностей.
Поэтому формула «ты армянин, значит должен быть членом Армянской церкви, русский – значит, иди в Русскую церковь», естественная для армянской ментальности, не понятна для православного человека. Но действительно ли исторически подавляющее большинство армян исповедовало веру Армянской церкви?
Христианство в Армении до и после Халкидонского собора – история личных поисков
Многие православные считают, что до середины V века Армения была православной. В середине V века состоялся IV Вселенский собор, на который представители армянских епархий не смогли приехать в силу объективных причин. Потом из-за ошибок переводчиков тексты Собора были поняты неверно. В результате армяне отвергли Собор и это недоразумение не могут устранить на протяжении полуторатысячелетней истории переговоров.
Еще говорят о политических причинах разделения. Считается также, что после разделения, начавшегося непринятием Халкидона и окончательно оформившегося на Втором Двинском соборе 554 года, практически все армяне прервали общение с Православной Церковью. Эта точка зрения активно тиражируется и поддерживается многими нашими богословами и публицистами.
Приведу несколько возражений против вышеизложенной концепции, показывающих ее несостоятельность.
Во-первых, по объективным причинам (Аварайрская битва – противостояние сасанидской армии) на Соборе не присутствовали только епископы Персидской Армении. В то время как епископы Византийской Армении (не менее четырнадцати) поставили свои подписи под соборными деяниями, которые хорошо сохранились в нескольких редакциях на греческом и латинском языках.
Во-вторых, большая часть этнических армян (так называемые, армяне-халкидониты) продолжала оставаться в лоне Православной Церкви на протяжении многих веков после разделения. Так, по свидетельству известного арменоведа, специалиста по истории армян-халкидонитов, В.А. Арутюновой-Федонян, на рубеже XI века насчитывается более сорока епархий православных армян. К слову, это больше чем теперь имеет Армянская церковь по всему миру и в пять раз больше, чем ныне на территории Армении.
В-третьих, о несостоятельности «политического аргумента» и «аргумента о недоразумении»: за полторы тысячи лет политическая ситуация менялась многократно, качество и количество переводов и переводчиков росло неуклонно, переговоры возобновлялись с завидным постоянством. Последние проходили в XXI веке. Но позиции сторон остались неизменными. Это свидетельство того, что разделение имеет глубокие духовные причины.
Наконец, нужно признать, что армянский народ своим подавляющим большинством выбрал веру, которую сегодня исповедует Армянская церковь. Акт выбора человека или народа нельзя объяснить. Можно говорить о факторах способствовавших выбору. Но сам выбор – это мистическая глубина и тайна. Можно лишь согласиться или не согласиться с ним. И это уже личный выбор каждого.
Справка: Русская Православная Церковь в Армении сегодня
Русская Православная Церковь появляется в Армении в начале русского присутствия в Закавказье – это первая треть XIX века. Тогда же начинают строиться храмы, организовываются приходы. Сейчас исследованиями по истории Русской Православной Церкви в Армении занимается иеромонах Давид Абрамян. Ему удалось насчитать в царское время около шестидесяти приходов, существовавших на территории Армении и Карабаха.
Ныне большинство храмов не сохранилось. Многие уничтожены, разрушены, заброшены, другие пребывают в полуразрушенном состоянии. Небольшое количество храмов действует.
После революции храмы Русской Православной Церкви в Армении вообще перестали функционировать. Было небольшое число действующих храмов Армянской церкви, а православных не было вовсе, за исключением храма в отдаленном селе Киров (ныне Амракиц), где регулярные Богослужения продолжались вплоть до кончины в 1986 году протоиерея Григория Щукина, служившего под омофором грузинского католикоса. Наездами также бывали в республике священники из Грузии, окормляли маленькие разрозненные общинки.
Первый храм Русской Православной Церкви был заново открыт лишь в 1989 году – это храм мучеников Кирика и Иулитты села Димитров Арташатского района. Жители села – ассирийцы, принявшие православие. Некоторое количество ассирийцев переселилось в Армению из Персии в первой половине XIX века. Большинство из них приняли православие. При содействии Общества восстановления православного христианства на Кавказе для них строились храмы, рукополагались священники. На территории Армении действовало не менее пяти храмов, где молились православные ассирийцы. Сейчас действует только храм в селе Димитров, который был отремонтирован на средства жителей села.
Ещё в одной ассирийской деревне община решила допустить ассирийского священника-несторианина. Дело в том, что большинство этнических ассирийцев принадлежат к несторианской (не принявшей III Вселенского собора) Ассирийской церкви Востока. Теперь ассирийский священник бывает в деревне наездами.
В конце восьмидесятых община села Димитров обратилась в Московскую Патриархию, чтобы им прислали православного священника. По Благословению патриарха Пимена был рукоположен учившийся в то время в Московской духовной семинарии лаврский монах Макарий Оганесян. Он стал первым в новейший период православным священником Русской Православной Церкви, который приехал постоянно служить в Армению.
После этого православные верующие из Еревана начали приезжать в Димитров и на период около двух лет тамошний храм стал центром православной жизни в Армении. В скором времени по болезни иеромонах Макарий Оганесян вынужден был уехать на лечение в Европу, где и остался.
В 1991 году православной общине было передано здание прежнего войскового храма в районе Канакер в Ереване, где была расквартирована воинская часть. В советское время в здании храма был госпиталь, а позже дом культуры и кинотеатр. Когда храм открывался, никто не знал, как он был освящен ранее. Храм открыли и освятили как Покровский. Впоследствии, благодаря исследованиям иеромонаха Давида Абрамяна, выяснилось, что он Покровским и был.
Покровский храм в Ереване построен по типовому проекту войсковых храмов, предложенному Архитектором Ф.М. Вержбицким и утвержденному императором Николаем II в 1902 году. Всего насчитывается более сорока храмов, построенных по этому типовому проекту. В основном, они находятся по периферии Российской империи. В Армении таких храмов два. Второй сейчас не действует. Имеется и третий храм на территории западной Армении (ныне Турция), обращенный в мечеть.
Храм окружен зданиями, построенными в тот же период, что и храм – в начале XX века. По-видимому, это были дома офицерства и духовенства. В начале 90-х вместе с храмом общине было передано одно из этих зданий. Там сейчас действует подворье апшеронского женского монастыря «Нерушимая Стена», образованного в 2002 году. Монастырь с подворьем, как и Ереванское благочиние, объединяющее приходы РПЦ в Армении, являются частью Екатеринодарской епархии.
(Составлена по сведениям протоиерея Арсения Григорьянца)
Жизнь в статусе «иной религии»
Конституция Армении признает исключительную миссию Армянской Церкви в жизни армянского народа. Статья 17 Закона о свободе совести и религиозных организациях признает за Армянской церковью монопольную миссию в вопросах проповеди, духовного образования, создания епархий, строительства и реставрации храмов, постоянного присутствия в больницах, воинских частях, тюрьмах и прочее.
Другими словами, если следовать букве закона, никакие другие религиозные организации в Армении не могут заниматься ничем из вышеперечисленного. Интересно, что слово «монопольный», придающее статье особо жесткий смысл, отсутствует как в русском, так и в английском переводе закона.
Мы, конечно, полностью согласны с необходимостью конституционно и законодательно выделить исключительную роль Армянской церкви в духовной жизни армянского народа. Вопрос в том, что не стоит стричь под одну гребенку всевозможные секты и традиционные вероисповедания, как, например, православие и католицизм. А именно это делает буква сегодняшнего закона.
Подчеркиваю, что именно буква, поскольку ситуация de facto отличается от ситуации de jure. Отношение к традиционным вероисповеданиям, особенно к Русской православной церкви, со стороны государственных структур и Армянской церкви исключительно дружелюбное. В любых вопросах мы всегда находим поддержку и понимание.
Хотелось бы, чтобы реальное положение дел нашло свое отражение в законе. Мы обращались в Национальное собрание с предложением внести в законодательство понятие «традиционное вероисповедание», чтобы законодательно отделить традиционные конфессии от сект, и предлагали, как именно это можно сделать, но пока все остается по-прежнему.
С другой стороны, секты, при наличии серьезной финансовой и информационной поддержки запада, всячески пытаются сделать закон крайне либеральным, уравнивающим в правах все религиозные организации. Если им удастся продавить свою позицию, это может серьезно пошатнуть устои государства.
Во время бурного обсуждения поправок к закону мы выступали против уравниловки, подчеркивая, что каждый народ вправе защищать свое духовное пространство точно также, как территорию, язык и культуру.
Про изменения жизни в последние годы: в некоторых моментах жизнь в Армении лучше, чем в России
Интересно проследить следующую динамику: как изменялась материальное благосостояние людей в постсоветский период в Армении, и как изменялось отношение людей к этому самому материальному благосостоянию. Ситуацию образно обрисовал бывший президент Армении Роберт Кочарян: «Когда человек с «Запорожца» пересаживается на «Мерседес», он забывает про «Запорожец» через день. А вот если ему вдруг предстоит пересесть обратно, он уже не сможет ездить на «запорожце»».
Мы очень быстро забыли, что после распада Союза, жизнь стала крайне тяжелой. Начались веерные отключения электроэнергии: свет давали по два часа в сутки, в домах в ванных комнатах замерзала вода, не было газа, не было постоянного водоснабжения; все дороги были сильно повреждены, и мы находились в полной блокаде; хлеб выдавался по талонам и прочее. Мы жили, буквально, на грани голодной и холодной смерти.
На сегодняшний день уровень газификации Армении составляет 96%. Для сравнения в России – чуть выше 65%. Электроснабжение и водоснабжение в республике бесперебойное. Ремонтируются дороги, строятся новые магистрали. Очень упрощены и ускорены все бюрократические процедуры: введена система единого окна, электронное отслеживание этапов подготовки документов, sms-оповещения. Прекрасно работает почта. Даже извечный наш бич – таможенная служба, и та стала работать существенно лучше. Вот уж чего не ждал, так это того, что «таможня начнет давать добро» без проблем, проволочек, унижений и вымогательств.
Конечно, я далек от мысли, что все проблемы решены и все безупречно. Олигархия, препоны малому бизнесу, коррупция и прочее не исчезли. Просто не нужно, уподобляясь бесам, видеть только темные стороны событий и явлений. Стоит хоть иногда стремиться подобно ангелам видеть доброе и светлое. К сожалению, в риторике нашей оппозиции часто первое сильно преобладает над последним.
Справка: Протесты в Армении в июне-июле 2015 года
17 июня власти Армении объявили о повышении с 1 августа цен на электроэнергию. В ответ на это 19 июля в Ереване начались митинги протеста, переросшие в шествие к резиденции президента Армении на проспекте Баграмяна. В результате протестов участниками протестов было сформировано движение «Вставай, Армения!». Правительство предложило ряд мер по предотвращению повышения цен. 6 июля митинг на проспекте Баграмяна был разогнан, однако отдельные акции протеста продолжаются до сих пор.
По мнению обозревателя Гагика Багдасаряна, особую остроту ситуации придаёт то, что компании ЗАО «Электрические сети Армении» является 100% дочерней компанией российской ИНТЕР РАО ЕЭС.
(Составлена по материалам РИА Новости)
Истоки проспекта Баграмяна: о политике маленьких стран
У всех явлений, у всех вещей есть аспекты внутренние и внешние. Надо просто выяснить, что все-таки реально образующее, важное, ключевое, а что может быть, наносное.
Во-первых, существуют ли вообще на сегодняшний день страны, которые представляют собой, как говорят физики, изолированную систему, то есть систему, на которую не действуют внешние силы? Думаю, таких стран в сегодняшнем глобальном мире просто нет.
Следующий вопрос. Может ли небольшая страна, неважно, Армения или Франция, быть сегодня самостоятельным игроком на мировой политической арене? Опять, кажется, ответ очевиден – конечно же, нет. Хотя мы, жители небольших стран, не хотим явно и прямо себе об этом сказать.
Мы начинаем говорить о «многовекторной политике», рассуждать в категориях «цивилизационных шлюзов» и прочее. Мне кажется это иллюзия, попытка усидеть на двух стульях. Приведу астрономическую аналогию: планета не может вращаться вокруг нескольких звезд, либо она находится в одной звездной системе, либо переходит в другую. Так и страна не может находиться в фарватере двух цивилизаций. И всем нужно делать непростой выбор. Армения свой выбор сделала давно – и это был русский выбор.
Исторически Армения всегда находилась на стыке Восточно-христианской и Исламской цивилизаций. Этот геополитический факт предопределил весь трагизм армянской истории. Плюс ко всему в ситуацию периодически вмешивалась Западная цивилизация, начиная с эпохи крестовых походов по сей день. Хотя географически границы Западной цивилизации проходят далеко от Армении. Но видимо, люди должны привыкнуть к тому, что Запад не признает границ и весь мир – это область его геополитических интересов.
Но именно в лоне Восточно-христианской цивилизации под протекторатом Российской империи в начале XIX века Армения, наконец, обрела свободу от иноверного ига. И большинство армян никогда этого не забудут. Это я и называю русским выбором Армении. Сегодня нам хотят внушить, что либо никакого выбора не было, либо этот выбор ошибочен.
Истоки проспекта Баграмяна: о тарифах на свет и более важных законах
Теперь к вопросу о компании «Электрические сети Армении», которая сейчас часто упоминается в армянских СМИ. С компанией и её руководством я знаком очень давно. В свое время они весьма помогли с реставрацией нашего храма, со строительством монастыря.
В первое время, когда компания только появилась в Армении, энергетика страны была в плачевном состоянии. Мы уже упоминали о веерных отключениях электричества. За несколько лет инфраструктура была восстановлена, всех без исключения обязали платить, чего в Армении отродясь не было, но и цены за киловатт взлетели в разы.
Обсуждать финансовые проблемы компании в связи с кризисом и ее взаимоотношения с государством – не моя компетенция, но в результате объявлено очередное повышение цен на электроэнергию. На фоне высокого уровня безработицы, низких зарплат и пенсий это справедливо возмутило людей.
Но в связи с акциями на проспекте Баграмяна приведу несколько наблюдений и выводов.
Во-первых, понятно, что к повышению цен привело продолжающееся ухудшение экономической ситуации в стране. Но каковы причины этого ухудшения? Типичные причины, выдвигаемые оппозицией: потворство олигархии, коррумпированная экономика, неэффективный менеджмент, – все это камни в огород руководства страны.
Но тут опять вмешивается логика: друзья, все эти факторы, конечно, присутствуют, но … они присутствовали всегда, все эти двадцать четыре года независимости, и это не мешало двузначным темпам роста экономики в предкризисный период. Потом грянул кризис, и худо стало всем. Потом началась война санкций, и всем стало еще хуже.
Вывод: реальные причины еще большего ухудшения экономической ситуации – мировой финансовый кризис и санкционная война, развязанная Западом, потому что все остальные причины присутствовали и ранее, не мешая экономическому росту. Так кто же после этого виноват в сложившейся ситуации и, в частности, в росте цен?
Посмотрев несколько live-трансляций с проспекта Баграмяна, я пришел к выводу: изначально люди вышли на улицы, движимые справедливым стихийным возмущением. Но очень скоро появились те, кто весьма умело начал управлять стихийным процессом. К счастью, любой может просмотреть эти видео в интернете и увидеть своими глазами, что «стихийные» процессы сразу или очень скоро после своего начала перестали быть стихийными. Так кто же эти технологичные и умелые руководители? Где они прошли подготовку и изучили технологии управления большими скоплениями народа? Кто за ними стоит? Это, конечно же, риторические вопросы с очевидными ответами.
И, наконец, наблюдение-рассуждение наиболее печальное для меня. Сегодня тысячи или десятки тысяч вышли на улицу из-за повышения цен на электроэнергию. А вчера, когда был принят закон о гендерном равенстве, протестующих набралось всего несколько сотен. А ведь в законе введена концепция гендера – социального пола.
Уже сегодня социальная сеть Facebook предлагает пользователям в США более пятидесяти различных гендеров вместо двух полов биологических! Концепция гендера абсолютно чужда армянской традиции и открывает широкие двери ЛГБТ-сообществу и разрушению традиционной семьи – основы армянской ментальности.
Конечно, Запад бурно аплодировал принятию этого закона. В кулуарах нам сказали, что принятие закона было условием предоставления очередного кредита, а некоторые наши законодатели наивно полагают, что в стране, где любой закон не всегда эффективно работает, такой закон и вовсе работать не будет. Нет, друзья мои! Те, кто платит за принятие таких законов, заставят их работать в нужном ключе.
Наши западные «партнеры», а на самом деле господа, не останавливаются на достигнутом. Грядет закон о насилии в семье, где, в частности, есть пункт о психологическом насилии, под который можно подвести все что угодно, вплоть до косого взгляда. Итак, западные господа хотят прийти к нам домой, хотят получить возможность «законно» отнимать у нас детей, чтобы их можно было передать ЛГБТ-семьям, которые сами родить детей не могут.
Далее последует полный ювенальный комплект. Нас хотят сделать беспрекословно лояльными через угрозу «законного» разрушения наших семей. Если раньше за инакомыслие мог пострадать сам человек, то теперь угрожают отнять и растлить его детей. Не думал, что доживу до такого времени.
План стал понятен сразу, как появились в сети первые сообщения об изъятии детей социальным патронатом сперва в Европе, потом в России. Но надеялся, что до Армении с ее патриархальным семейным укладом дело на моем веку не дойдет. Доходит.
Если бы во времена моей молодости социальные патронаты были, мне бы точно не дали вырастить шестерых детей. Потому что когда мы ждали четвертого, жили всемером в однокомнатной квартире, и в холодильнике было шаром покати. Точно отобрали бы детей.
Вот ради чего стоит выходить на улицу! Но тут все молчат. А из-за повышения цены на электричество … Все это очень печально.
Фото: Ефим Эрихман