Воскресение Христово для верующих – определенный рубеж, за которым начинается что-то новое. Каким был этот год от Пасхи до Пасхи для Русской церкви и России в целом и каковы перспективы дальнейшего развития, в интервью РИА Новости рассказал известный церковный миссионер и писатель, духовник Алексеевского женского монастыря протоиерей Артемий Владимиров. Священнослужитель поделился суждениями об особенностях схождения Благодатного огня и исключительной ответственности духовенства, о трагических событиях на Украине, «иррациональном» феномене ИГИЛ на Ближнем Востоке и юных «киборгах, тарзанах, рэмбо и кинг-конгах» в самой России, о давлении Запада и Промысле Божием в жизни страны и народа… Публикуем первую часть интервью. Беседовал Сергей Стефанов.
– Отец Артемий, как прошел Великий пост в этом году, что запомнилось из этого времени? С каким настроением вы встретили Пасху?
– Думается, что у каждого из нас, вступивших в этот уже пролетевший Великий пост, восприятие благодатного времени, которое именуется «Весенняя Четыредесятница», зависит во многом от того, чем наполнена его жизнь. Сам я, будучи священником и педагогом, черпаю духовно-нравственные силы в службах, участвуя в соборной молитве о мире, о стране, о близких мне людях.
Почти каждую неделю как рядовой учитель общаюсь в различных аудиториях со студентами, детьми, посещаю губернии России, города и села, и поэтому для меня Великий пост – это время мирных, созидательных трудов. Думаю, всем известна заповедь, данная Господом Богом Адаму еще в раю: «В поте лица твоего будешь вкушать хлеб твой». А русский народ прибавляет: «У занятой пчелы нет времени для скорби». И действительно, мы живем в «турбулентное», тревожное время, когда легко можно впасть в депрессию, если заполнять все дневное время просмотром новостных пакетов. Вот почему труженику и свет мил, и хлеб сладок.
Я очень люблю воскресные дни Великого поста, потому что в нашей тихой обители – возрожденном Алексеевском женском монастыре – много прихожан. Каждый новый день – это целая гамма звуков, целый спектр цветов, в которых присутствуют и мажор, и глубинная радость от того, что все мы вместе, что мы живем в России, где созидается сейчас особый мир; а наше Отечество, находясь в непростом окружении, обретает мало-помалу державную поступь и свое веское слово в отстаивании столь хрупкого, как оказалось, мира.
Я часто размышляю над словами: «Блажен, кто верует, – тепло ему на свете». Пасха – это прорыв Божественного света в юдоль страданий и скорбей. Христос победил смерть, восстав живым из Гроба. Христос сокрушил тиранию дьявола, столь ощутимую ныне людьми и проявляющуюся в раздражительности, гневе, безотрадном унынии, амбициозности, зашкаливающей гордыне, разобщенности людей между собою… Для меня все перечисленное суть симптомы той болезни, которая именуется забвением веры, надежды и любви к живому Богу…
Пасха – всеисцеляющий праздник. Он примиряет человека с его земным жребием. Пасха окрыляет того, кто, кажется, уже изнемогает на жизненном пути. Она соединяет нас с усопшими, которые незримо участвуют в этом вселенском торжестве. А самое главное, Воскресение Христово свидетельствует, что добро побеждает зло и любовь сильнее ненависти.
– С Пасхой тесно связано чудо схождения Благодатного Огня в Иерусалиме, которое происходит ежегодно в субботу накануне этого праздника. В чем вы видите духовный смысл этого события?
– Меня всегда занимал вопрос, каким образом это великое, вышеестественное, поистине Божественное чудо не переворачивает жизнь обывателей, которые из года в год не без затаенного интереса подсаживаются поближе к телевизору, с тем чтобы все увидеть и приобщиться, насколько это возможно, вдохновению и бурному восторгу тысяч паломников Иерусалимского храма. Вы знаете, арабы – как дети: они готовы сидеть друг у друга на загривке, бить в барабаны, чуть ли не взрывать хлопушки, выражая непосредственную радость, что Бог так близок к людям в священные дни Страстной недели…
Я, к сожалению, никогда не посещал это святое место в Великую субботу, но не имею ни малейшего сомнения, что в ведомый Богу час на Гроб Господень снисходит Божественная энергия Духа Святого. Иногда она даже воспламеняет свечки простых людей, стоящих вокруг часовни, именуемой «Куву́клия». Перед входом в нее одеяния Иерусалимского патриарха полностью проверяют. Патриарх стоит в Кувуклии с двумя связками свечей, трепетно ожидая прикосновения к ним Божьей десницы. Часто люди видят под куполом Иерусалимского храма таинственные всполохи, разряды молний, но напрасно было бы считать их природным грозовым явлением. Для меня здесь самое главное не внешние симптомы, но сама духовная атмосфера, наполняющая храм, столь явственная обыкновенному человеку, будь то некрещеный датчанин или совершенно флегматичный израильский полицейский. Всякий раз, когда снисходит Божественный огонь, пасхальная неземная радость осеняет несколько тысяч душ, а эмоции буквально переполняют человеческие сердца. Благодатный огонь, всем известно, в первые минуты не обжигает – им можно «умываться». Я видел священников, которые этим огнем освежают свои окладистые, стоящие лопатой, сибирские бороды…
Сошествие Небесного огня свидетельствует о том, что православие, христианская колыбель человечества, и доныне хранит в своих недрах Божественную благодать. Бог незримо живет и явственно действует в лоне вселенского православия.
Между прочим, схождение огня – одно из свидетельств благодатности царского, церковного, «иулианского» календаря, в соответствии с которым совершается служба в России, в Сербии, в Грузии, в Иерусалиме и на Афоне. У меня есть прихожане, которые каждый год умудряются присутствовать на этом вселенском торжестве Христовой веры. Всякий раз они, возвращаясь, дарят мне опаленные огнем свечки, а главное, – лучезарные улыбки и радостные свидетельства о Божьем чуде.
Святой огонь сошел на землю и в Великую субботу 2015 года. Таким образом от Пасхи до Пасхи мы обретаем неложное свидетельство, что жизнь продолжается, что Бог дает нам время созидать, а не разрушать, спасать, а не губить души, взращивать в любви наших детей, а не ползти по направлению к кладбищу.
– Как прожила Церковь очередной год – от Пасхи до Пасхи? Можете ли выделить какие-то ключевые события, явления в жизни Церкви и, шире, в жизни России и мира, которые больше всего запечатлелись в сознании?
– Я должен признаться, что еще год тому назад я жил исключительно пастырскими и учительскими трудами, увлеченный общением с детьми – «цветами жизни». Как литератор и член Союза писателей России, находил отдохновение в прозе и поэзии…
И вот год тому назад обнаружил, что мое сердце кровоточит. Я почувствовал, какая глубокая душевная язва, почти что равносильная физической боли, открылась в моем сердце. В том событии в Киеве выплеснулись наружу настроения люциферианского характера – и ненависть, и чувство собственной, ни на чем не основанной исключительности, и открытая агрессия, и патологическая ложь… Ложь, которая вращает значительную часть человечества в демонической центрифуге. Индустрия лжи геополитического характера напоминает мне колесо, по которому безостановочно, наматывая круги, бегает несчастная белочка, воображая, что она движется в поступательном направлении.
С прошлого февраля моя душа ощущает себя подстреленной птицей. Но священник реагирует на политические события по-своему. Его ответом на тектонические сдвиги в сознании людей становится молитва – о своих и чужих, о ближних и дальних. Церковь не случайно ежедневно возносит Богу прошения об умирении народов и упразднении вражды. Осмелюсь предложить читателям свое маленькое стихотворение.
Как Вы говорите – «помолимся» – О тех, кто застигнут грозой, Кто страждет в постылой неволюшке, Кто ходит по миру босой…
О той, что, рожая, утружена, О тех, кто в больницах лежит, В кого метят снайперы ружьями, Кому не под силу и жить…
Давайте же вместе помолимся О нашей родной стороне И всех человеческих душеньках На круглой, но грешной земле.
О всякой букашке и веточке, Что Бог сотворил ради нас, Дух жизни имеющей клеточке; О том, кто не знает в сей час,
Что с вами мы искренно молимся – Пускай, за него одного… Но главное в этом, по-моему, – Себе не просить ничего!
Конечно, дрейф Тавриды и вхождение ее в российскую гавань по волеизъявлению нескольких миллионов человек, всегда ощущавших себя органичной частью нашей державы, всколыхнули весь мир. Насильственная «демократизация» Украины вызвала подобный ответ, реакция на который концентрическими кругами расходится по политической карте Евразии.
Только что я вернулся из Копенгагена – города, где родился Ханс Кристиан Андерсен. Должен сообщить читателям, что датскому королевству более тысячи лет. Датскую королеву любят, и обыкновенные датчане всегда ждут ее появления на балконе. Вместе с тем, мне было заметно, насколько неустойчива в нравственном отношении датская молодежь. Она, к сожалению, практически оторвана от своих исторических корней, будучи зомбирована компьютерными технологиями. Мне рассказали, что современные датчане совершенно утратили чувство причастности к собственной истории. На столичном кладбище, где похоронен великий сказочник с грустными глазами, горожане в летние теплые месяцы могут лежать в неглиже прямо на нагретых солнцем могильных плитах! Видимо, датских обывателей греет мысль об их происхождении от ящериц, а не от Адама и Евы… Значительная часть кладбища сейчас срыта – не потому, что туда ворвались большевики, а потому что возникла необходимость проложить новую ветку метро; строители безжалостно разорили «отеческие гробы и родные пепелища». Датчанам, по всей видимости, не хочется отставать от Соединенных Штатов Америки, которые недавно приняли особый закон об «утилизации» забытых могил и использовании их в качестве гумуса для удобрения лужаек перед студенческими кампусами и коттеджами.
Все это меня очень тревожит, как, не скрою, печалит и известная часть российской молодежи, в своих «андерграундах» прокуривающая, проматывающая отцовское наследие. Мы знаем, насколько быстро из этих расслабленных тинейджеров, из этих «митрофанушек» можно сделать киборгов, современных тарзанов, рэмбо, кинг-конгов, которые, вооружившись зажигательной смесью, готовы ринуться незнамо куда и незнамо для чего… Они очень схожи с толпой, которая растоптала пламенное сердце Данко – героя ранних романтических рассказов Горького.
Отзвуки Крыма, как эхо, слышны ныне по всей вселенной. Оказывается, народ может отстоять свое право на жизнь без навязанной ему извне «демократизации», может отстоять и собственную историю, если ему помогут «вежливые зеленые человечки». Во всяком случае, фильм, который мы смотрели год спустя, где наш главнокомандующий с присущей ему откровенностью и улыбкой в рассказе об известных событиях расставил точки над «и», собрал куда больший рейтинг, чем «Левиафан» и голливудские боевики. До сих пор политические мировые элиты продолжают осмыслять случившееся в Крыму весной 2014 года.
Сегодня, очевидно, идет духовное размежевание между странами Европы. Одни поддаются общественно-политическому психозу и участвуют в беспрецедентном давлении, которое в наши дни осуществляется на Россию Западом. Другие – Сербия, Греция, Венгрия, Италия – признают, что нельзя порывать с Россией, нельзя становиться по ту сторону баррикад, но необходимо сохранять мир и не поддаваться безумной истерии, которая является главным орудием лукавого, действующего по принципу «разделяй и властвуй».
– Сейчас Западом введены санкции, и идет действительно сильное давление на нашу страну. На ваш взгляд, каковы перспективы, есть ли у народа внутренние силы все это пережить и выстоять?
– Всякие всемирные социологические центры, исследующие состояние мировых финансов, экономики, удивляются тому, что вместо прогнозируемой разобщенности наше общество, судя по степени и уровню доверия людей к президенту, обретает, на удивление, все большее внутреннее единство. «Вынес достаточно русский народ, вынес и эту дорогу железную – вынесет все, что Господь ни пошлет», – сказал национальный поэт Некрасов. Сегодня мы расплачиваемся за то, что слишком быстро потеряли свое экономическое первородство. Слишком быстро отдали наш, пусть и деревянный, но милый сердцу рубль в плен «зеленой капусте», сворачивающейся постепенно в полинявшую обесцененную трубочку.
Приспело время восстановления суверенитета во всех областях жизни – от политической до экономической. Время подтверждает справедливость слов Государя Александра III: «У России нет союзников, кроме армии и флота»…
Убежден, что не бывает худа без добра. Если бы меня спросили, что́ есть Промысл Божий, я бы ответил, вспоминая святителя Филарета Московского, следующим образом: «Промысл Божий есть непрестанное Божественное действие, которое всему доброму содействует, худому полагает предел, а ошибки наши обращает к благим последствиям». Так и у нас в России – ведь мы живем на «поле чудес»; «что немцу смерть, то русскому – в удовольствие», – по известному присловью. Мы потихоньку выходим из умело организованного для нас кризиса. О его преодолении говорят добрые улыбки россиян, которые поддерживают сегодня отечественного производителя, которые начинают разбираться в ГМО-продуктах, которые с присущим им чувством юмора сочиняют ностальгические частушки о «ножках Буша», начиненных гормонами…
Россия, насколько я понимаю, сегодня получает доброе главенство в союзе БРИКС и выражает стремление войти в Азиатский банк. И как тут не вспомнить блоковские слова: «Да, скифы – мы!» «Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы»… Простите, но три пятых человечества сегодня, объединившись в таможенные, финансовые, экономические союзы, дают достойный ответ атлантической цивилизации, твердящей о собственной исключительности и незаменимости. Весьма важно, констатируя трещину между «цивилизацией моря» и «цивилизацией суши», показывать, что сегодня только многополярная модель мира, выстраивающая жизнь соседей на партнерских отношениях, гарантирует нам светлое настоящее и не слишком мрачное будущее.
– Страничка вашего храма в Интернете очень, как принято сейчас говорить, продвинутая, интересная, богатая содержанием… В чем, по вашему мнению, сегодня заключается главное направление церковной миссии, на котором, может быть, еще недостаточно активно действует Церковь? Правильно ли считать, что это направление – социальные сети и Интернет?
– Он – лишь одна часть пастырской деятельности. Везде, где днюют и ночуют умы и сердца, есть место слову, пронизанному духом правды и любви. У меня недавно появился личный творческий сайт – www.artvladimirov.ru. Как член Союза писателей России, знающий силу художественного слова, я приглашаю читателей утешиться душой и заглянуть в эту информационную нишу – батюшка в интернет-окошке… Заодно, пользуясь случаем, хочу пригласить желающих в концертный зал «Космос». 17 апреля у меня будет творческий вечер, в связи с выходом в свет нового поэтического сборника «Мосты через реку», посвященного более чем 50-ти поэтам, – от Александра Сергеевича Пушкина до Евгения Евтушенко. Подробности можно посмотреть на сайте и даже заказать пригласительный билет…
Отрицать не будем – необходимы интернет-порталы, на которых священник не от имени Церкви, но от себя лично дает нравственную оценку тем или иным событиям – «левиафанам», «тангейзерам» – занимающим внимание общества.
Вместе с тем, думаю, что сегодня очень важен нравственный облик священнослужителя, народного пастыря. Прекрасно сказал праведный отец Иоанн Кронштадтский, всероссийский батюшка, в 1905 году: «Если бы все мы, священники, соответствовали пастырскому идеалу, сатане нечего было бы делать в наших городах».
Трижды благодарю Бога за то, что родился и живу в России, стране невиданных возможностей и удивительно теплых, глубоких и скромных людей, которым так же чуждо чувство собственной исключительности, как утверждение, что «русская земля – это родина слонов».
Но мы умеем отдавать должное своей великой истории, и нам подобает отстаивать главные принципы своего бытия перед лицом «зарубежных партнеров».