Протоиерей Димитрий Смирнов: Та форма, в которой сейчас разрушают памятники Ленину – продолжение идей «вождя»
Лучше бы, конечно, если бы памятников Ленину никогда не ставили вообще. Но раз они все-таки стоят и некоторые из них (очень незначительная часть) представляют собой произведения монументального искусства прошедшей эпохи их, безусловно, нужно сохранить.
С формальной точки зрения мне нравится памятник на Калужской площади в Москве. Но, поскольку, каждый памятник, выражаясь языком прошлой эпохи – наглядная агитация, он работает против нашего будущего. Памятник Ленину воспринимается мною так же, как и памятник Гитлеру. Но памятников Гитлеру нет нигде, а товарищу Ульянову у нас – огромное количество.
Никому не надо рассказывать, как я отношусь к товарищу Ульянову. Я уже давно говорю, что нужно убрать все топонимы, и памятники, с ним связанные. Причем не нужно их уничтожать, а художественно значимые переместить в одно место, где бы люди смогли изучать искусство советской эпохи. Как, например, изучается искусство древнего Рима. Мы восхищаемся искусством античных скульпторов, которые увековечивали, в том числе, малосимпатичных, а часто просто страшных с исторической точки зрения, персонажей.
Вот стоял у нас памятник Дзержинскому, его демонтировали, и он перестал быть наглядной агитацией, превратившись в арт-объект, который находится рядом с новым зданием Третьяковки. Его можно рассматривать, изучать с эстетической точки зрения. Мы же восхищаемся поэзией Маяковского, хотя он и писал о Ленине.
Те памятники, которые культурной значимости (по оценке специалистов) не представляют, — можно собрать в другое место, уже для исторической экспозиции. Еще более 30 лет назад я придумал проект, — создать Музей советской власти в Казахстанской степи. Ведь Казахстан был и полем для лагерей, и местом ссылки народов, то земля, которая видела много страданий… Можно построить кубическое бетонное серое здание без окон в несколько этажей, и каждый этаж будет посвящен одному конкретному персонажу: Ленину, Сталину, Маленкову, Хрущеву и так далее. Дорогу к Музею – сплошь уставлена памятниками Ленину и «соратникам», собранными отовсюду, где они стояли когда-то. Проект этот, я уверен, был бы очень рентабельным, народ со всего мира ездил бы туда не реже, чем в музеи, на месте которых когда-то были фашистские концлагеря. В подвальном помещении разместить мумию, интерьер взять из мавзолея.
Как сказал Чехов, необходимо по капле выдавливать из себя раба. То есть нашему обществу важно преодолеть гнет эпохи самоуничтожения.
Но, как я не напрягаюсь, у меня не возникает радостного чувства по поводу того, как на Украине сейчас разбивают памятники Ленину. Хотя вроде бы всегда ратовал именно за то, чтобы такие памятники исчезли с улиц. Та форма, в которой это происходит, оставляет привкус горечи, будто не чай ты выпил, а отхлебнул что-то из помойного ведра.
На Украине сейчас идет некое повторение истории, то есть не движение вперед, освобождение от того самого гнета, а движение назад, к тому самому прошлому. Причем все — в жанре гротеска. И форма, в которую облачена вроде бы «борьба с прошлым» производит впечатление варварства. Я не люблю хулиганства ни в какой форме.
Если делать какой-нибудь перфоманс, для того, чтобы он имел воспитательное значение, нужно взять какую-то фигуру, пригласить режиссеров, сделать мощное продуманное шоу, с исторической ретроспективой, что вот, убираем зло, коммунистического идола. Это, думаю, прозвучало бы!
А просто тупо, в злобе разрушать гранит – глупо, нецивилизованно. И вредно: те чувства, которые питают ребят, ломающих памятники, питали и свергаемого с пьедестала персонажа и его приспешников – злоба и ненависть ко всему русскому. Ленина на Украине назначили сейчас символом России, его пытались сделать таким символом во время советской власти, но все-таки этого не удалось. Символ России не этот швейцарец с коктейлем из крови в жилах, ненавидящий Россию, а равноапостольный князь Владимир – креститель Руси, которому 1000-летний юбилей в следующем году.