Опыт
Когда мы пять лет назад ввели три обязательные огласительные беседы, то увидели, что очень многие хотят большего. Но ходить год по два-три вечера в неделю, как предлагает, например, Свято-Тихоновский университет, людям очень сложно. Нужен был некий промежуточный вариант. И мы стали проводить два курса расширенных огласительных бесед, первый — с октября по Рождество и второй — после Святок и до Пасхального периода, приблизительно 12 еженедельных вечерних бесед.
Мы назвали наши курсы «Открытие веры». Что можно сказать из опыта нашей пятилетней практики?
У людей есть огромный интерес, и он пока не уменьшается. Он связан с тем, что мы, священники, крестили очень много людей, не преподав им катехизацию. В 90-е годы мы были не готовы. К тому же, идея катехизации была очень сильно в глазах всей Церкви, на мой взгляд, дискредитирована практикой отца Георгия Кочеткова. Само слово стало восприниматься негативно.
Но нарушить порядок, введенный Духом Святым, просто так невозможно. Господь сказал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). То есть все равно это научение надо преподать. И вот те люди, которые были в свое время крещены священниками, но которым не преподано было научение в виде хотя бы краткой разовой катехизации, до сих пор обретаются около Церкви, вне ее врат, и многие из них могли бы войти. На мой взгляд, это многомиллионная аудитория. С чего я это взял?
Для кого?
Три первых набора наших огласительных курсов были ровно по 20 человек. И была одна и та же статистика: из них 19 уже крещеных и один некрещеный. То есть из 20 людей, которые готовы прийти и слушать о вере, 19 были крещены без научений.
Это люди, которые пока только входят в храм. Им нужно услышать не о куполах и колоколах, не о культуре, которая рождена православным христианством в нашей стране, а конкретно о самой вере: о грехопадении, о спасении, о втором Адаме — Христе, о тайне Святой Троицы, о том, что есть Церковь, что есть таинство, то есть — рассказ о самом существенном в вере.
Как назвать?
Второе наблюдение — эти люди уже, в той или иной степени, считают себя принадлежащими к Церкви и для них слова «миссионер» и «миссия» имеют отталкивающий смысл, потому что, они хотят обрести то, что аутентично вере их предков. А слово «миссионер» — это что-то среднее между конкистадором, кардиналом, или пиратом, то есть мыслится рожденным в совершенно другой среде, совершенно в другой исторической эпохе, в других условиях и для других людей.
Поэтому, слово «миссионерский» для этой аудитории надо забыть. И помня о том, что миссия в природе Церкви и оставив это слово для внутреннего употреблении, называть это «вероучительными курсами». Причем, мне кажется, что вероучительные курсы могут быть абсолютно при каждом храме. Каждый священник, закончивший семинарию, даже заочно, может подготовиться и рассказать о своей вере за 15 встреч.
Кому вести?
Эти курсы может вести катехизатор, но тогда не происходит окончательного воцерковления людей. Все-таки, существенную часть этих курсов лучше бы проводил священник. Потому что в глазах этой аудитории он является носителем церковности, представителем Церкви, и вхождение в Церковь действительно будет ими осуществлено в исповеди и в других таинствах, — в контакте со священником. Это неизбежно.
Им нужно увидеть и услышать, что священник нормальный, вменяемый человек, что ему можно задавать вопросы, с ним можно не согласиться, он может что-то не знать, что он заинтересован и ведет эти курсы, разумеется, бесплатно. Для того, чтобы потом прийти к нему на исповедь или на богослужение, которое он возглавит в храме. Поэтому, если мы хотим, чтобы существенная часть этой аудитории после курсов воцерковлялась, в них должен обязательно участвовать священник, помимо катехизатора.
Как строится встреча?
У нас само собой получилось, что сама встреча разделена на две части. Сначала читается лекция, которая не является местом полемики, потому что на ней излагается вероучение Церкви. А дальше мы переходим в другое помещение, где происходит уже чаепитие за круглым столом, где все друг с другом знакомятся и поэтому всем нацепляют бейджики с именами. Там идет обсуждение, задаются вопросы, может быть какое-то несогласие или тактичный спор.
И там, при таком непринужденном, равном человеческом общении завязываются дружеские связи, которые потом перерастают во внутриприходские.
Вот там крайне необходимо участие мирян — людей, принадлежавших к общине, которые знают все, что в общине происходит и могут состыковать нового, входящего туда через эти курсы человека с тем, что для него созвучно, близко, понятно в общеприходской жизни, помимо, естественно, участия в таинствах.
Потрясающим завершением этих курсов становится крещение того самого одного некрещеного на всю группу взрослого человека или двух человек. Происходит сначала разбор и разговор о самом таинстве крещения, о тех великих словах, мыслях, молитвах, которые это таинство составляют.
У нас большинство людей не помнят этого — или крещены во младенчестве, или крещены так, что все важные слова таинства прошли мимо них. Для взрослого человека очень важно помнить и понимать слова этого великого таинства. И отчасти это восполняется присутствием на уже разобранном на оглашении таинстве, которое происходит над братом или сестрой, которые с тобой ходили на эти курсы. И человек совсем по-другому переосмысливает свое место в Церкви.
Очень помогает в этой нашей катехзаторской практике совместная паломническая поездка слушателей курсов, она очень сближает людей. И получается такая мини-община, которая потом вливается в большую общину.
Интересно, что на курсы приходят и те христиане, которые уже участвуют в таинствах в другом приходе, но все равно нуждаются хотя бы в минимальном систематическом научении. Церковь практически ничего не предлагает им.
Мне кажется, что вот такие курсы должны быть минимум при каждом благочинии. И я уверен, что на них будет набираться аудитория слушателей, из которых очень многие потом воцерковятся.
Выбор
А еще эти курсы для людей обнажают бескомпромиссность требований Христа к человеку, который хочет войти в Церковь. Пару лет назад к нам на курсы ходил один хороший человек, мужчина где-то лет 40, который имел желание креститься. А потом оказалось, что он сожительствует с женщиной без брака. И мне ему пришлось предложить выбирать – или жениться, или расстаться с этой женщиной, или отказаться от идеи идти ко крещению. Для него это было мучительно. Он не смог выбрать крещение, к сожалению. Но, по крайней мере, этот человек услышал, какой жизни требует от него Господь, задумался.
Еще один момент — на епархиальном собрание города Москвы два года назад выступал преподаватель из Свято-Тихоновского университета, с миссионерского факультета и с горечью и болью говорил о том, что вот, выпускают специалистов, а некоторых из них, в лучшем случае берут в церковь звонарями и дворниками. Им нет места приложения. Никто толком не знает, что и кому должен говорить приходской миссионер и чем отличается от катехизатора, и как разделить между ними их обязанности. А эти курсы могли бы быть постоянной точкой приложения их умений, опыта и знаний. И, что самое важное, эти курсы могли бы очень большому числу людей открыть красоту церковной жизни. Тем, которые стоят на пороге, готовы шагнуть внутрь, но пока еще боятся.
В знаменитой книге Иоанна Мосха «Луг духовный» есть рассказ о том, как к пустыннику авве Сергию монахи привели для наставлений послушника, который давно жил с братией монашеской жизнью. А авва Сергий прозрел, что человек этот еще не крещенный. Дальше автор рассказа говорит: «Преподав ему оглашение, мы окрестили его». То есть человек уже жил в монастыре, выполнял послушания, ходил на богослужения, но не знал, крещен он или нет. Тем не менее, монахи – пустынники ему преподают оглашение и только потом крестят. Из этой истории видно, насколько в древней Церкви понимали важность огласительной подготовки ко крещению.