Россия и наши соотечественники в разных странах мира отметили День народного единства. Это и день Казанской иконы Божией Матери: известно, что в связи с победой, которую ополчение Минина и Пожарского одержало над интервентами, взяв Китай-город, а потом и Кремль, было установлено празднование Казанской иконе.
Именно этот день, день победы, 4 ноября по новому стилю, стал теперь государственным праздником, который все более активно отмечают разные люди. Они устраивают смысловые события, конференции, дискуссии, фольклорные концерты и народные шествия, собираются вместе, чтобы порассуждать о прошлом нашей страны и о том, как выстраивать ее путь в будущее, как сделать этот путь самостоятельным, основанным на той единственной вере, что отличает Россию от множества стран, отказавшихся от жизни по Христовой истине и утративших духовную свободу, да и любую свободу, по большому счету.
Праздник становится все более любим народом. Но находятся до сих пор и те, кто, как три-пять лет назад, пытается оспорить саму необходимость данного праздника, говоря, что он якобы искусственный. Однако он не случайно связан с древней победой, определившей судьбу России. И недаром он связан с днем Казанской иконы, установленным в честь древней победы. Сама история делает этот праздник востребованным, осмысленным и почитаемым.
Некоторые спорят, почему этот праздник возник, кто был его инициатором. Можно напомнить, и не мешало бы это сделать: инициатором является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в бытность митрополитом. Ему принадлежит идея празднования именно в этот день, именно в то время, когда многие вспоминают исторические события начала ХХ века. И Святейший Патриарх тогда, будучи председателем Отдела внешних церковных связей, убедил покойного Патриарха Алексия, чтобы он стал ходатаем перед государственной властью за установление этого праздника. Убедил он также и лидеров традиционных для нашей страны религиозных общин, объединенных в Межрелигиозный совет России, в том, что нужно поддержать идею такого праздника. И лидеры этих общин вместе обратились к руководству страны с призывом такой праздник ввести, а сегодня они участвуют в торжествах, которые происходят в центре Москвы.
Это было действительно совместным голосом верующих людей. Не случайно центральная власть благосклонно восприняла этот голос. Сегодня День народного единства празднуется на разных уровнях — это прием в Кремле, выставка-форум «Православная Русь». Но для православного человека прежде всего этот день начинается с богослужения.
Святейший Патриарх совершил 4 ноября Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. И во время богослужения было прочитано его послание. Вот что говорится в этом документе об истоках смуты: «Подлинные корни этой беды — прежде всего нравственные. То, что можно было бы назвать ослаблением социальной ткани, уз общности и доверия, которые связывают людей в один народ. То, что, выражаясь языком социологии, называется атомизацией общества, когда распадаются традиционные социальные связи, когда каждый живет своей жизнью, обособленно и ставит личные интересы выше интересов всего социума и государства, когда индивидуальное побеждает общественное».
Нам очень долго пытались, и до сих пор пытаются сказать, в том числе на языке права и политики, что личные, узко-групповые, семейные, материальные интересы превыше всего, и вредно помышлять о чем-то большем. Все остальное вторично: государство, народ, Родина, история, вера — это нечто малозначимое, ненужное. Самое главное — это «реальная жизнь», материальное благосостояние человека, его здоровье, душевный комфорт.
Вот те, кто мыслит таким образом, всегда проигрывают в истории. Всегда оказываются заложниками чужой сильной воли. Об этом Святейшим Патриархом было очень ясно сказано несколько раз во время празднования Дня народного единства.
После Божественной литургии Его Святейшество произнес вдохновенную проповедь о вещах не только древних, но и о вещах, которые сегодня волнуют множество жителей России и мира. Проповедь была о том, что сегодня для нас значит преодоление смуты в наших головах и как нужно жить, чтобы смут не повторялось в будущем.
«Когда люди, — сказал Святейший, — перестают видеть национальный масштаб жизни, когда они перестают чувствовать сопричастность биению пульса всего народа своего, тогда они становятся очень уязвимыми, слабыми перед соблазном сеять смуту. Человек особенно напряженно начинает думать о своем благополучии, когда возникают экономические трудности. Понять можно: нет денег, работы, цены растут, еще какие-то проблемы. И человек концентрирует внимание только на своем: ведь семью-то нужно и кормить, и одевать, и обувать. И в моменты экономических трудностей огромное количество людей теряет масштаб видения жизни, который совпадает с масштабом страны. Вот почему для того, чтобы посеять смуту в сознании, нужно ухудшить экономическую ситуацию».
Сегодня многие недруги России и всех православных народов так рассуждают. Они думают, что потеря какой-то части экономического, имущественного, финансового благосостояния деморализует людей. Заставит их отказаться от любых помыслов о собственной свободной исторической миссии. Накажем голодом! Накажем ослаблением житейской, материальной уверенности в завтрашнем дне. И через это поработим волю, подчиним своим сценариям. Вот так, наверное, размышляют наши исторические недруги.
Но это ложный расчет. Верующий человек, живущий, по словам одного философа, «тысячелетиями и континентами», живущий вечностью, не может сломаться под влиянием экономических санкций. Вспомним, как новомученики ХХ века и многие христиане, жившие в другие исторические эпохи, даже жизнью и здоровьем своим решительно пренебрегали ради веры, проповеди Евангелия, сохранения верности Христу перед угрозой страданий. Что же нам сегодня, так трудно будет потерять 10, 20, 30%, половину нашего благосостояния ради того, чтобы остаться свободным христианским народом?! Неужели продадим за чечевичную похлебку материального благополучия свою душу, свое будущее, возможность строить свою жизнь по слову Христову?
Вот что сказал далее в проповеди Святейший Патриарх Кирилл: «Для того, чтобы никогда не было смуты в умах, мы никогда не должны терять из вида наше общее благо». Неправы те, кто говорит, будто общее благо — это нечто вторичное, а главное — это индивидуальные интересы. По этому ложному закону не жила и не будет жить Россия.
Вернусь к словам Его Святейшества: «Наш народ умеет не терять из виду общие цели и общие задачи, когда нам тяжело. И потому незначительное понижение уровня нашей жизни не может быть причиной разрушения национального самосознания. Вот об этом мы все сегодня должны молиться и думать, и самих себя подвергать внутреннему экзамену и спрашивать: где мое сердце, не потерял ли я из виду самое главное? России никогда не был страшен враг внешний — мы всегда его побеждали, даже тогда, когда были намного слабее. Самое страшное для России — смута в сознании и в сердцах. И потому, вспоминая дивные примеры прошлого, того, как наши предки умели преодолевать — а совершалось это неоднократно — помрачение своего ума, и как могли они мобилизовать силы свои для отпора всякой опасности, верим, что и нынешнее поколение благополучных россиян не должно уступить по силе духа своим прадедам».
Я убежден, что наш народ справится с желанием поработить и сломать его волю через экономическое давление. Мы сможем найти достойный ответ на все попытки в рамках нынешней глобальной экономической системы подчинить нас внешнему разрушительному влиянию. Может быть, стоит в гораздо меньшей степени, чем сейчас, ориентироваться на те или иные якобы глобальные экономические критерии, на методики расчета экономического роста, которые навязаны нам некоторыми экономическими школами, родившимися не в России.
Да, рубль ослаб примерно на четверть. Но экономика страны ослабла не на четверть. Все мы это прекрасно понимаем. Значит, что-то не так в выкладках тех экономистов, которые утверждают, что наша экономика находится в тупике. Падают цены на нефть, но мы знаем, что Россия всегда была способна прокормить себя безо всякого экспорта. Следовательно, нам пора по-новому взглянуть на те параметры, по которым сегодня оценивается наше народное хозяйство, и восстановить справедливость в отношении плодов труда большинства населения.
Праздник прошел в разных регионах по-разному. В Москве открылась замечательная выставка-форум «Православная Русь», которая в текущем году посвящена династии Рюриковичей. Огромное количество молодых людей и детей идут сегодня на выставку, чтобы на наглядных примерах не просто познакомиться с теми или иными эпизодами давней истории, но понять смысл истории. Понять, как происходившее тогда повторяется сегодня и что нам нужно делать, чтобы мудрость веков служила на пользу Отечества.
В Москве состоялось несколько шествий. Одно из них было организовано несколькими патриотическими силами, в том числе политическими партиями. В этом шествии по Тверской улице участвовало несколько сотен православных людей, которые несли большой Андреевский флаг. Очень радует, что люди разных социальных слоев пришли поддержать свою страну и выразить волю к единству. Кстати, в шествии участвовали люди разных национальностей.
Были и иные шествия, организованные более радикальными организациями. О них есть разные отзывы. Конечно, люди могут и должны говорить о том, что они русские, что они хотят поддерживать идентичность, самостоятельность русского народа. Они могут отзываться критически о тех или иных явлениях в сфере межнациональных отношений, отношений между мигрантами и коренным населением, — это темы, которые волнуют значительную часть народа. Но в то же время абсолютно не понятны, по крайней мере, мне лично, ситуации, когда естественные и объяснимые в рамках любого общества слова патриотической направленности сочетаются с такими явлениями как демонстрация нацистской символики, прославление радикальных националистических организаций Украины, солидарность с их действиями. Все это очень странные явления. Для страны, победившей нацизм, недопустима нацистская символика.
Будем надеяться, что празднование Дня народного единства всегда будет не просто символом, а созиданием нашего единства и нашего патриотизма.