«Православный олигарх» Василий Бойко-Великий обратился к Первоиерарху Русской Православной Церкви с открытым письмом со страниц коммунистической газеты «Завтра». Почему издание, имеющее «красный» статус, пошло на сотрудничество с крупным бизнесменом? ПРАВМИР задал несколько вопросов главному редактору «Завтра» Александру Проханову.
— Открытое письмо Василия Бойко-Великого Святейшему Патриарху Кириллу появилось на страницах вашей газеты газеты «Завтра». Почему? Как коммунистическая направленность вашего издания сочетается с сотрудничеством с предпринимателем?
-Вам странно, что письмо появилось на страницах газеты «Завтра», а не в геббельсовской «Ангрифф»?
А что касается коммунистической направленности, то, ну конечно, у нас в газету без партбилета не берут, как вы могли усомниться! Мы вообще газета «Искра» и излагаем только ультракоммунистические взгляды на русскую историю.
Это я иронизирую, конечно.
Моя газета с глубочайшим почтением относится к православным ценностям, это давно известно и никогда не скрывалось. Самому Василию Бойко-Великому классические коммунистические взгляды чужды.
-Как в целом вы относитесь к этой инициативе поименного разоблачения «предателей в рясах»?
-Отношусь сдержанно. Это очень спорная идея. Церковь сейчас находится в промежуточном состоянии невыверенных отношений со светским миром, ищет язык для общения с ним. Очень мало людей, облаченных в рясы и подрясники берут на себя смелость с этим миром — светским, скептичным, во многом циничным и атеистичным — общаться. А вот отцы — Кураев, Чаплин, Вигилянский — на это общение идут. Как мне кажется, они часто ошибаются в своих разговорах и интерпретациях. Но тот пафос, с которым они готовы выполнять свою работу, вызывает во мне уважение.
Что касается реакции православной среды, к которой относится и Василий Бойко-Великий, на их неточности, то она оправдана, потому что, повторюсь, отношения между фундаменталистскими кругами нашего православного сообщества и модернистскими находятся в очень зыбком состоянии.
-Поддерживаете ли вы другие инициативы господина Бойко-Великого?
-Я, как и он, был в числе защитников Боголюбовского монастыря, участвовал в нескольких программах, посвященных обители. Отец Петр (Кучер) — мой духовник, а в самом монастыре много духовно близких мне людей, в частности, когда умирала моя жена за ней приехала ухаживать боголюбовская монахиня. Очень важное для меня место.
Поэтому и сам Бойко, который близок к этим огненным фундаменталистским настроениям в нашей Церкви, очень мне импонирует. Его предложение канонизировать царя Ивана Грозного, его отношение к Григорию Распутину и, быть может (в этом я не уверен), к Иосифу Сталину — это очень важные шаги. Ведь каноны и принципы, по которым происходит канонизация, очень и очень сложны, и то, что сегодня в нашем травмированном сознании кажется вредным, ужасным и неканоничным, завтра может обрести канонические черты.
В православной среде есть люди, для которых характерно положительное отношение к Иосифу Сталину. Протоиерей Всеволод Чаплин в одной из телепрограмм заявлял, что в церковной среде существует секта сталинистов, как он их иронично назвал. Так вот, я не исключаю, что и сам Бойко-Великий испытывает уважение и благоговение перед фигурой Иосифа Сталина, сохранившего великое государство и во многом спасшего Русскую Православную Церковь после страшных погромов, которым она была подвергнута в 20-е годы. Недаром после смерти Сталина другой либерально настроенный коммунист Хрущев продолжил страшные антицерковные погромы.
-Это уже не ирония? А полное подчинение Церкви государству — это нормально?
-А я не вижу никакого подчинения Церкви государству или огосударствления ее при Сталине. Либералы пытаются свести отношения Церкви и государства на нет, но когда Церковь патронируется государством, когда присутствие Церкви в системе государственных институтов считается важным, когда проявляется симпатия к церковным тенденциям — это плюс. Я только что был в Александро-Невской лавре, общался с ее наместником, епископом Выборгским Назарием. Он рассказал, что местные власти Лавре ничем не помогают, она находится на самообеспечении. Государство к Лавре индифферентно, хотя мы знаем, что Санкт-Петербург возглавляется православным человеком, Георгием Полтавченко. И чем это лучше?