1. Наконец-то я нашел приемлемую (для себя) аналогию к процессу против Пусь. Чья деятельность и взгляды мне глубоко антипатичны, но суд над которыми вызывает тихий ужас, особенно после прочтения стенограмм в Новой Газете; читая показания единоверцев, сгораю от стыда. Но об этом чуть ниже. А пока об аналогии. В глубокой юности я читал протоколы 30-х годов, от Промпартии до Кировского процесса и Бухаринских дел. И то и дело ловил себя на мысли, что ни одного доброго слова обо всех этих Бухариных, Рыковых, Зиновьевых и прочих заочных Троцких не могу по совести сказать. Но судьи, прокуроры, свидетели обвинения, ширнармассы, требующие крови, настолько отвратительны, что и бухаринцам начинаешь сочувствовать.
Оговорок две. Во-первых, пусям тройки не грозят. Во-вторых, они, пуси, на последнем заседании сделали все, что можно сделать в юридических (то есть не религиозных рамках). Толоконникова признала этическую ошибку. Все. С этого момента к ее группе остаются только экзистенциальные вопросы, выходящие за рамки судебных полномочий. А морально-юридические сняты. И наоборот, к морально страдающим охранникам из института благородных девиц вопросы только нарастают.
2. Этих ( и им подобным) этически чутких охранников мы видим на входе и выходе в Зал церковных соборов ХХС. Где проводят разные церковные и светские мероприятия. Церковные — сам Бог велел. Но я много чего читал про светские, а на одном из них даже был — и написал об этом в ЖЖ. Вручали какие-то дипломы студентам московских вузов. Выступал сиятельный старец Ресин. А потом был концерт. Между колоннами, украшенными ликами святых, пели и плясали девицы из какого-то ансамбля (выпускницы ромгерма МГУ). Я не большой пуританин, но нижняя линия юбочек, проходящая посередине ягодиц, даже меня несколько насторожила. А подкаты и всяческие виляния попами не рифмовались с атмосферой зала. Охранники, как ни странно, никого не крутили и не выводили, и не обвиняли в пародийном (т. е. быстром на их вкус) изображении крестного знамени и вызывающих попытках встать на колени. Хотя бы потому, что креститься и вставать на колени там никто и не собирался.
Так в чем же разница? В том, что в одном случае за вход не заплатили, а во втором — арендовали помещение за деньги? Понятно, что это вопрос не к охранникам, а к их начальникам и руководителям. Охранники люди подневольные; впрочем, я лично не знаю, что хуже – искреннее участие в фарсе, выставляющим православных заявителей в ужасном свете, или лжесвидетельство под страхом увольнения; поэтому пусть нежные охранники сами с собой разберутся, в какую из гадостей они втянулись, ту или эту. Что же до работодателей, то управляет ХХС не Патриархия, а Фонд Храма Христа Спасителя, который многие антиклерикалы принимают за церковную организацию. Но которая является организацией глубоко светской. И бизнесовой. А сам Храм не принадлежит Церкви, он на балансе мэрии.
Так вот, работодатели и сдатчики Храма в аренду, скажите по совести: если бы Пуси заплатили за аренду, они бы не были кощунницами? А если нет, то почему оплаченное кощунство в Зале церковных соборов не ранит чуткие души ваших подневольных заявителей? Только не говорите, пожалуйста, что Зал есть учреждение мирское, а солея «сакраментальна»; конечно, с точки зрения мистической поступок Пусь хуже, чем пляски выпускниц ромгерма, но мы же не о мистике, которая суду не подлежит, мы о непотребстве на территории храма.
3. В ответ на одно безумие с вирусной скоростью распространяется другое. В умах прогрессивной общественности поселилась мудрая мысль. Если бы церковь раскололась, вот бы наступила жизнь! Демократия, свет разума, счастье. И не умещается в головах прогрессистов, что раскол — это кровь и мука для всех, а не только для ненавистных православных. И что прежде чем высказывать всеохватные обобщения, неплохо бы ознакомиться с материалом. Так, на днях по Фейсбуку пронеслась коллективно размноженная ссылка на статью в «Газете. Ру», из которой — статьи, я имею в виду — следовало, что Церковь не требует уголовного срока для Пусь. Цитировался Владимир Легойда. И перепечатка статьи содержала помету: «ну наконец-то дошло!» Одна неувязка: это была ссылка на статью 20-х чисел марта. То есть никто не обратил внимания на то, что до людей церкви, в том числе предельно статусных, все «дошло» с самого начала. А вот их позиция до прогрессистов как-то не «дошла».
4. Но будучи сам в определенной мере прогрессистом, равно как в некоторой степени консерватором, я слишком остро чувствую, как нас всех друг с другом стравили. И создана такая страшная рамка, внутри которой любое твое действие, любое твое слово рискует превратиться в собственную противоположность. Вот написал я «пункт три», и тут же осознал, что принял участие в игре по стравливанию. Вот обличил охранников, и угодил в ловушку – пусь готов простить, а ошибившихся единоверцев нет?! Поэтому прошу и у тех, и у других прощения.
Сейчас важней всего попробовать выскочить из дьявольского капкана, прорваться за пределы навязанной рамки, занять свободную позицию, «по совести», а не по партийной принадлежности. Как любил говорить Сергей Сергеевич Аверинцев, дьявол нам все время предлагает – ну-ка выбирай, в какой руке, в правой или в левой? Не нужно делать этот выбор, ни в правой, ни в левой руке нет ничего хорошего, так, дрянь одна.