Нет, конечно, Шнур обаятелен ужасно. Даже сам по себе – мужику за сорок, а как огурчик (если бы он на самом деле пил, как, например, тот же его романтический персонаж из песни «В Питере – пить», давно бы помер….). Энергетика – зашкаливает. Талантлив несомненно, песни сочиняет забойные, запоминающиеся, моментально уходящие в народ (от академиков до школьниц – кто не напевал под нос про «лабутены»?). Грамотный музыкант и составитель текстов, еще и хороший продюсер («хороший продюсер» — в этих двух словах ответ на вопросы о том, чего там у него в «Ленинграде» происходит со сменой девушек). «Свой парень» в смысле устойчивого налёта народной фронды в текстах песен и в интервью-высказываниях… Мат в песнях? Ну, это особый разговор, как-нибудь в другой раз.
Недавно произошел примечательный инцидент: движение «Рок-Петроград» выступило против Шнура и его клипа «В Питере – пить» («Шнур – для дур! Защитим идеалы русского рока!» — таким лозунгом сопровождалось сообщение в интернете), ратуя за чистоту русского рока (что под сей чистотой понимать – не совсем ясно, но примерно можно предположить: некая сложившаяся традиция, стихия протеста, андерграунд, противостоящий официозу, «последняя правда», высказанная в рок-форме, и прочее такое же).
Первой моей реакцией была улыбка: инициаторы этого заявления представились мне такими Дон Кихотами, протестующими против ветряной мельницы… Мельницы, которая крутится и внимания не обращает на кучку чудаков в ржавых доспехах, имеющих намерение ее атаковать.
Но вот второй реакцией было уже другое: попытка понять, что меня самого глубоко смущает в творчестве Шнура, несмотря на все вышеуказанные лайки…
Оформить это смущение в слова мне помог клип Шнура «Москва, по ком звонят твои колокола». Это залихватская песня про то, как персонаж песни Шнур (нет, не сам человек Сергей Шнуров – что он сам про все это думает, надо у него самого и спрашивать; в песне говорит ее герой, маска – некий «россиянин», который как бы издевается над с жиру бесящейся столицей, сосущей из Расеи кровь, есть такой социальный стереотип среди множества других….) видит «сон прекрасный», что Москва-таки сгорела дотла. Сгорели все персонажи с агитплакатов дня сего: «Пусси, Путин и Собчак», Избирком, Кремль, дворцы на Истре, олигархи… Шнур не щадит никого: «хачи сгорели, москвичи» (тут меня слегка передернуло: в Москве столько людей, которых я люблю. Настоящих и прекрасных… Что, и они сгорели? Да не буди!).
Может, эта злая сатира оправдана?
Может, персонаж Шнур так яростно жалеет провинциалов-россиян, что готов ради них сжечь Москву как символ всероссийского зла?..
Ничего подобного: двумя мазками, в двух строчках, этих же самых провинциалов он рисует как завистливых, жадных и тупых мародеров: «А дома ждали россияне, пока остынут кирпичи».
В песне нет света.
Ветер, вращающий крылья мельницы, есть («Не забывайте вот так махать – мы создаем ветер!»), а выхода – нет.
Непременная черта настоящего панка, обличающего зло (как я это понимаю), то, что панк гоним. Таков духовный закон: если за правду – непременно страдаешь, иначе грош цена твоей правде… И настоящий юродивый панк не продается («Приведи примеры!» — воскликнет кто-то, и будет вправе, но это тоже разговор немалый, это тоже как-нибудь в другой раз). А то, что делает Шнур, продается по полной, это часть шоу-бизнеса, вполне успешная и востребованная теми самыми «замками на Истре», которые вроде бы обличаемы.
Советую вам посмотреть в Ютюбе ролик с этой песней, часть выступления «Ленинграда» на фестивале «Новая волна 2015» , и обратить внимание на лица в зале: весь цвет Москвы здесь, полный драйв, кайфуют и подпевают все (разве что Газманов выглядит несколько напряженно и ошарашенно). Про них издевательски поют, что они сгорят, а они кайфуют…
И вот тут – не образ даже, а прецедент: как известно, римские патриции на пирах имели специального раба, который щекотал у обожравшихся в горле павлиньим пером, чтобы, проблевавшись, гурманы могли насладиться вкусом всё новых и новых кулинарных шедевров… Пир продолжается, дамы и господа; раб с павлиньим пером к вашим услугам.